ЧЕТЫРЕХМАЧТОВЫЙ БАРК «КРУЗЕНШТЕРН»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

ЧЕТЫРЕХМАЧТОВЫЙ БАРК «КРУЗЕНШТЕРН»

 


Если вы приближаетесь к Кронштадту со стороны Ленинграда и видите мачты левее силуэта купола Морского собора, то не сомневайтесь — это или «Седов» или «Крузенштерн», которые стоят здесь во время ремонта.

Внешне они очень похожи — четырехмачтовые барки «Седов» и «Крузенштерн». Те же четыре мачты, такое же количество идентичных парусов. Корпус первого из них на 2 м длиннее и чуть более чем на 0,5 м шире корпуса второго, но на глаз это неощутимо.

Похожи и их судьбы. Оба парусника были построены в Германии тогда, когда набрали силу суда с механическим двигателем. Предназначались они для перевозки селитры и других малопривлекательных грузов на южноамериканских линиях.

 

 

 

«Крузенштерн» под парусами

 

 

 



Но при всей своей похожести парусник «Крузенштерн» имеет свое лицо, свою судьбу, в которой сыграл определенную роль один из авторов, командовавший соединением кораблей, куда входили и «Крузенштерн» и «Седов». Год рождения «Крузенштерна» — 1926 г. Место рождения — верфь «Иоган К. Текленборг» в Геестемюнде (Германия). Первое имя, появившееся на борту парусника,— «Падуя». Первый хозяин судна — судоходная компания Фердинанда Иогана Лайеша. Высказывания современников свидетельствуют о том, что большинство лучших быстроходных парусников XIX — начала XX в. принадлежали этой компании, которая, если судить по официальным спискам, владела 56 парусными судами. По установившейся традиции, названия многих из них начинались с буквы «П»: «Пончо», «Пират», «Профессор», «По-тоси», «Писагуа», «Персифал», «Питлохри». Все они имели хорошие скоростные качества.

Каждое судно несло голубой отличительный вымпел, на котором красовались инициалы судовладельца FL и которые при желании можно было принять за начальные буквы английского слова flying, входящего в титул Flying Pi Line, т. е. «Летающий Пи-линии», присвоенный компании.

Парусная судоходная компания Фердинанда Иоганна Лайеша уже давно распалась на отдельные дочерние компании, но имя Лайеша звучит до сих пор. Родился он в Гамбурге 1 января 1801 г., и его в шутку называли первым человеком века. С 14 лет он плавает юнгой, а затем как не имеющий полного школьного образования идет в подмастерья к переплетчику; в 1821 г. открывает собственное переплетное дело в Гамбурге, где параллельно занимается изготовлением и сбытом модных тогда шляп. Дело пошло, видимо, «сработали» купеческие гены. Ф. Лайеш приобретает торговые дома в Германии и Латинской Америке. Для доставки туда своей продукции он в 1840 г. строит парусник, который называет в честь сына «Карл». Затем было построено парусное судно «Пудель».

Со временем фирма приобретает земли уже в Юго-Западной Африке. В 1864 г. управление компании перешло в руки Карла Фердинанда Лайеша. Ему и принадлежит идея строительства крупнотоннажных пятимачтовых парусников, названия которых начинались с буквы П. Фердинанд Иоганн Лайеш оставался почетным наблюдателем фирмы, был перуанским консулом. В 1887 г. он скончался.

Из серии знаменитых парусников в числе действующих остался лишь «Крузенштерн» (бывш. «Падуя»).
 

Успех пришел не сам по себе. Приступая к постройке «Падуи», проектанты задумали, а строители позднее реализовали некоторые усовершенствования в обслуживании парусов, благодаря которым удалось облегчить работу с ними при меньшей численности экипажа. Последнее при переходе от клиперов «чайной» эпохи к относительно крупным парусникам «селитрового» периода было одним из факторов, позволивших продлить жизнь парусу. Так, экипаж «Падуи» был в четыре раза меньше экипажа типичного «чайного» клипера, а жалованье назначено выше обычного, благодаря чему удалось укомплектовать команду полностью, да еще лучшими специалистами-парусниками. Интерес же промышленности к селитре — сырью для производства азотных удобрений и взрывчатых веществ — был стабилен. Все это вместе взятое и определило успех дела.

Судно совершило несколько рейсов вокруг мыса Горн и на Австралию, причем с рекордными результатами. Один из рейсов из Англии (от выхода из Английского канала) до австралийского Порт-Линкольна завершился за 67 суток, что было хорошим показателем (в среднем эту трассу суда преодолевали за 88 суток), рекордное время, которое показало судно «Фермопилы»,— 60 суток. Рейс из Англии (отсчет ведется с момента выхода судна из Английского канала) до чилийского порта Таль-кауано завершился за 87 суток (при средней норме 82 дня). Нередко на борту «Падуи» появлялись ученики (до 40—50 чел.), что для экипажа было изрядным подспорьем, поскольку они работали наравне со штатными матросами.

Привычная для судна служба оборвалась с началом второй мировой войны. Последний мирный рейс «Падуи» начался в октябре 1938 г., когда она покинула Бремен, взяв курс на Чили. В январе 1939 г. парусник продолжил путь, направившись оттуда в Австралию. В Европу судно возвратилось 26 июля, в сентябре началась война. Парусу нечего было делать на ее дорогах, поэтому «Падую» стали использовать как заурядный лихтер в прибрежных перевозках.

С окончанием войны в соответствии с постановлением Потсдамской конференции «Падуя» в составе группы судов (куда, как было сказано, входил и будущий «Седов») была передана Советскому Союзу.

Состояние парусника оставляло желать лучшего, поэтому в течение долгого времени он оставался на приколе.

 

 

 

 

 

Теоретический чертеж четырехмачтового барка «Крузенштерн»

 

 

 



При смене «подданства» парусник получил новое имя «Крузенштерн» — в честь русского мореплавателя, выпускника Морского кадетского корпуса, почетного члена Петербургской Академии наук, адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна (1770—1846). Он служил на военных кораблях, принимал участие в боях у Гогланда, Ревеля (нынешний Таллин), Красной Горки и в Выборгском заливе. По возвращении в Россию продолжил службу, мечтая о русской кругосветной экспедиции. Мечта осуществилась в связи с инициативой Н. П. Резанова, одного из учредителей и первого директора Российско-Американской компании. В 1827 г. И. Ф. Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса. На этом посту он проявил ряд полезных инициатив. При нем в корпусе были организованы музей, физическая лаборатория и астрономическая обсерватория. Новый директор был инициатором создания Офицерских классов, которые со временем превратились в Морскую академию.

Впоследствии было принято решение о переоборудовании парусника в учебное судно. Это были годы, когда решался вопрос, «быть или не быть школам под парусами». Флотские руководители, сказав «да», проявили настоящее, пусть служебное, но мужество. Ведь в 1958 г. пришло известие о том, что едва не погиб в океане парусник «Пассат» — во время жестокой качки у него произошла подвижка сыпучего груза. Годом раньше исчез в пучине волн западногерманский четырехмачтовый барк «Памир». Как и «Пассат», он был «родственником» нашего «Крузенштерна». Из членов экипажа и кадетов спаслись единицы. Но, увы, от подобных несчастий не застрахованы даже самые современные корабли мира с механическими двигателями.

Задуманый капитальный ремонт был выполнен в 1959—1961 гг. с высоким качеством. По его завершении четырехмачтовый барк «Крузенштерн» уже полагалось отнести к категории парусно-моторых судов — у него появилась вспомогательная двухвальная (в отличие от одновальной «Седова») силовая установка.

В 1961 г. парусник уже под флагом Военно-Морского Флота СССР с курсантами на борту под командованием капитана П. В. Власова совершил первое послевоенное океанское плавание. С этого момента для него началась новая жизнь. Паруса «Крузенштерна» видели у берегов Северной и Южной Америки, Африки. Привычной стала церемония перехода через экватор. В ряде рейсов «Крузенштерн» действовал в гордом одиночестве, но чаще в группе судов, в которую, кстати, входил «Седов», обеспечивающих научно-исследовательские программы Академии наук СССР. На судне в этих походах работали и учились, получали полноценную морскую закалку будущие капитаны самых современных кораблей, которые могли здесь увериться в правильности выбора своей профессии.

После передачи парусника в 1966 г. Министерству рыбного хозяйства СССР также в качестве учебного и переоборудования в 1971 г. «Крузенштерн» под командованием опытного капитана И. Г. Шнейдера принимал участие в международных регатах учебных парусных судов, в так называемых Операциях Парус, проводимых Международным союзом учебных парусников (Sail Training Association — STA).

Впервые «Крузенштерн» участвовал в такой гонке, посвященной 30-летию Польской Народной Республики. Трасса их пролегала по Балтийскому морю, тесному для парусных гигантов, от Копенгагена до Гдыни. Всего в тот раз соревновалось 37 судов, в том числе 6 крупных парусников с прямым вооружением. Дебют парусника «Крузенштерн» был признан удачным, хотя он и не занял первого места в гонках. За активное участие наших моряков
в обширной культурно-спортивной программе и достигнутые при этом результаты экипажу был вручен главный приз соревнований — серебряная модель популярного клипера «чайной» эпохи «Катти Сарк».

Участвовал «Крузенштерн» и в Операциях Парус 1976, 1978, 1980 гг. Накапливаемый от года к году опыт дал себя знать. Звездный час «Крузенштерна» (уже под командованием молодого и энергичного капитана Г. В. Коломенского) пришелся на настоящую океанскую гонку 1984 г. по маршруту Сидни (Канада) — Ливерпуль. В тот раз среди конкурентов судна были такие известные и титулованные парусники, как барки «Сагреш» (Португалия), «Горх Фок» (ФРГ), «Глория» (Колумбия), фрегат новейшей постройки «Дар Млодзежи» (Польская Народная Республика). Каждый хотел быть первым в этом престижном соревновании. Проиграй ее «Крузенштерн», никто бы не упрекнул экипаж, так как конкуренты были на 30—50 лет моложе него. Тем не менее 30 июля к Ливерпулю первым пришел наш парусник. За кормой его остались 3 тыс. миль, пройденные за 443 часа 53 минуты. Он достиг средней скорости 6,7 узла, что было когда-то под силу лишь пятимачтовикам «Пройс-сен» и «Потоси». Паруснику «Крузенштерн» был присужден большой серебряный Кубок мира, членам экипажа вручены золотые медали. В Операции Парус 1986 г. парусник сделал успешный дубль.

Возникает вопрос, можно ли считать четырехмачтовый барк «Крузенштерн» винджаммером или нельзя? Поскольку в энциклопедии нет определения этого термина, обратимся к неканоническим старым морским книгам. Из них мы узнаем о том, что винджаммер — это выжиматель ветра, клипер новой формации. В этих книгах можно прочитать и о том, что на определенном витке борьбы ветра и пара на флоте появились капитаны, не менее умелые, чем капитаны первых легких клиперов, но более расчетливые, умеющие «выжимать из ветра» все возможное. Они-то и стали командовать винджаммерами, более основательными судами, с более полными обводами, чем у «чайных» клиперов. В их число входил «Крузенштерн».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..