ПОСТРОЙКА БАРКЕНТИНЫ «ИППОЛИТ»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

БАРКЕНТИНА «ИППОЛИТ»

 

 

 

ПОСТРОЙКА БАРКЕНТИНЫ «ИППОЛИТ»

 

 


Проследим процедуру постройки вольными мастерами деревянного судна на примере некоего условного судна, имеющего размерения баркентины «Ипполит». Длина судна по килю — 99 футов 8 дюймов, ширина без обшивки — 26 футов, глубина интрюма — 10 футов 6 дюймов, высота борта с учетом высоты фальшборта — 13 футов. (Поскольку речь идет о старой технологии, будем здесь пользоваться футами и дюймами.)

Строительство судна начиналось с укладки на берегу так называемой постели — основания стапель-блока из достаточно толстых бревен такой высоты, чтобы под формируемым днищем мог разместиться и работать человек. Эта конструкция вытягивалась по нормали к береговой черте, над ней протягивалась струна, отмечающая диаметральную плоскость будущего судна. На стапель-блоки в плоскости провисания струны укладывался килевой брус. Так как длина киля значительная (в данном случае 99 футов 8 дюймов), его сочленяли из двух-трех

кусков. На нем размечали положение прямых шпангоутов. Выполняли это так: посредине килевой балки делали насечку, соответствующую положению главного миделя, затем насечки, соответствующие расположению дополнительных миделей, как бы ограничивающих район цилиндрической вставки, а также остальных шпангоутов в нос и корму от главного миделя из числа прямых. Будем считать, что насечки отстояли друг от друга на величину практической шпации — 23 дюйма (13 дюймов — ширина самого шпангоута, 10 дюймов — просвет между соседними шпангоутами). Всего, предположим, было размечено 6 миделевых, 16 носовых и 21 кормовой (всего 43) прямых шпангоутов. Оставшиеся неразмеченными концы килевой балки (по 10 футов) были базой для установки так называемых поворотных шпангоутов.

На этой стадии мастеру полагалось прервать собственно возведение судна и заняться подготовкой технологической оснастки: шпангоутного лекала и еще одного, вспомогательного лекала, так называемой скобки. Считалось, что одного шпангоутного лекала (и системы «сбавок», отмеченных на нем) достаточно для того, чтобы воспроизвести форму любого из прямых шпангоутов. «Скобка» же, на которой отмечались «срезки», как полагалось, облегчала выполнение последней операции.

Шпангоутное лекало создавалось приблизительно так. На ровной площадке намечался прямоугольник с основанием, равным полуширине судна, и вертикальным размером, равным высоте борта в районе миделя (в нашем случае — 13Х 13 футов). В пределах этой рамки мастер, сообразуясь со своим опытом, прорисовывал контур правой ветви миделевого шпангоута, точнее внешнюю кромку лекала. Отступив внутрь рамки приблизительно на толщину реального шпангоута, мастер проводил еще одну линию (внутреннюю кромку лекала). Затем от получившейся фигуры отсекалась нижняя часть — вытянутый по горизонтали треугольник высотой, равной «срезке» миделевого шпангоута. Полученный контур и становился контуром шпангоутного лекала, которое полагалось сколотить из досок, подтесав их по известным линиям.

«Срезку» миделевого шпангоута назначал сам мастер, обычно это было 4—7 дюймов (в данном случае выберем 6 дюймов). Чтобы осознать, что означал этот размер, достаточно представить себе шпангоутное лекало, размещенным «по месту». Его «срезка» возвышалась бы над верхней гранью килевого бруса как раз на эти 6 дюймов. Сколоченная довольно тяжелая конструкция была только заготовкой. Настоящим лекалом она становилась лишь после нанесения на нее двух шкал: «сбавок» и скуловой. Под «сбавками» понималось уменьшение полуширины некоторого очередного шпангоута по сравнению со сходным размером предыдущего. К примеру, полуширина первого шпангоута, следующего за крайним «миделевым», назначалась меньшей на 7в дюйма по сравнению с первым («сбавка» первого шпангоута), следующего — еще на 2/в дюйма («сбавка» второго шпангоута) и т. д. Эти-то «сбавки» и отмечались на нижней части лекала: проводилась вертикальная черта с отметкой ш (как бы след сечения плоскости лекала диаметральной плоскостью судна), правее, отступив на размер первой «сбавки»,— риска с отметкой /, еще правее, дополнительно отступив на размер второй «сбавки»,— риска с отметкой 2. Последняя такая отметка в нашем случае имела бы номер 21. Расстояние между крайними рисками — величина сужения корпуса судна к 21-му шпангоуту на один борт — могла показаться мастеру слишком большой. Тогда он заменял исходную «сбавку» (У8 дюйма) на меньшую и повторял построение. Для нанесения на лекало скуловой шкалы мастер сначала фиксировал на нем стык, флортимберса и топ-тимберса, затем — выше и ниже него — границы чака, скрепляющего части шпангоута. Стык отмечался цифрой (в нашем примере— 21), риска нижнего конца чака — знаком . Промежуток между

ними разбивался равноотстоящими рисками, получающими последовательную слева направо нумерацию: 1, 2, 20.

Лекало «скобка» как бы хранило величину «срезок» шпангоутов. Отсечка для миделевого шпангоута должна была отстоять от основания «скобки» на заданную величину — 6 дюймов. Риски для других шпангоутов должны располагаться выше нее. Для того чтобы определить, насколько выше, на широкой доске прочерчивали горизонтальную прямую и на ней, начиная с некоторой точки А наносили «сбавки». Последняя, самая большая из них, отмечалась буквой В. Затем над первой из точек восставлялся перпендикуляр высотой, равной известной «срезке» миделевого шпангоута. Над последней граничной точкой восставлялся перпендикуляр высотой, равной «срезке» самого последнего прямого шпангоута, также назначаемой мастером, обычно— 18—30 дюймам (у нас — 26 дюймам). Восставив перпендикуляры над всеми промежуточными точками до прямой линии, соединяющей, вершины крайних высот, мастер получал полный комплект «срезок».

 

 

 

 

Пример манипулирования шаблоном при построении шпангоутов (а). Образец применения шаблона для вычерчивания контура шпангоута (б)

 

 

 

 

 

Теоретический чертеж и вид сверху. Авторская прорисовка по методу вольных мастеров применительно к размерениям «Ипполита»

 

 

 

 



Для простоты пользования этим построением полученные вершины (у нас — в количестве 22) переносили на перпендикуляр к исходной горизонтальной прямой. С него же полученные таким образом отметки переносили на «скобку». Каждая риска (ф , 1, 2, ..., 21), точнее ее отстояние от основания лекала, подсказывало, на сколько полагалось поднять пятку лекала над уровнем верхней грани килевого бруса, приступая к прорисовке контура очередного шпангоута: миделевого, 1-го, 2-го, ..., 21-го.

Теперь мастер, располагая подготовленной оснасткой, был готов приступить к изготовлению прямых шпангоутов. С возведением каждого из них, в свою очередь, как бы само собой формировалось «наружное образование» судна от миделя к оконечностям. Миделевый шпангоут размечался так. На заготовке флортимберса проводились горизонтальная прямая АВ и вертикаль DC. Последняя воспроизводила след диаметральной плоскости. На горизонтальной прямой вправо от диаметрали откладывалась полуширина килевого бруса (появлялась точка п). Параллельно горизонтали и выше проводилась еще одна прямая линия pq, она отстояла от первой на размер «срезки» мидель-шпангоута. К этой линии шпангоутное лекало прикладывалось пяткой (точка К) так, чтобы риска шкалы сбавок пришлась на след диаметрали. После выравнивания лекала по внешнему контуру его скулы проводили кривую от линии
стыка флортимберса с топ-тимберсом приблизительно до знака мидель-шпангоута & скуловой шкалы. Затем шпангоутное лекало разворачивалось в горизонтальной плоскости приблизительно на 180° так, чтобы риска, соответствующая знаку ш скуловой шкалы, пришлась на точку /г, а внутренний контур коснулся ранее прочерченной кривой. Линия, проведенная теперь по внутренней стороне лекала от точки п до точки касания, завершала прорисовку внешней части мидель-шпангоутного флортимберса. Оставалось только как-то наметить внутренний его контур, отметить правый стык и вспомнить о том, что флортимберс симметричен относительно диаметрали судна.

Флортимберсы прочих шпангоутов прорисовывали так же, только принимали во внимание уже другие риски. Наример, при работе с пятым шпангоутом пятка лекала сдвигалась вверх на величину «срезки» пятого шпангоута (здесь-то и требовалось лекало «скобка»). При этом со следом диаметрали совмещалась риска шкалы «сбавок», помеченная цифрой 5. После поворота лекала на те же 180° на ту же точку п выводилась риска скуловой шкалы, также помеченная цифрой 5. С топ-тимберсами поступали еще проще: принимали, что они для всех прямых шпангоутов одинаковы.

Процедура прорисовки шпангоутов, расписанная в такой последовательности, на первый взгляд кажется запутанной. На самом деле она и продумана и рациональна. Если затратить из любопытства полчаса на модельное рисование, то наградой будет почти законченная достаточно точная проекция «корпус» теоретического чертежа.

Корабельные мастера хранили эту технологию в тайне, чтобы избежать конкуренции и гарантировать свой заработок. Далее строительство судна продолжали уже обычным путем. Заготовки шпангоутов собирали в шпангоут-ные рамки. Их с помощью болтов «сажали» на килевую балку: вначале одинаковые прямые шпангоуты, затем первые носовой и кормовой, вторые носовой и кормовой и т. д. Прямые шпангоуты схватывались рыбинами, проходящими по линии борта, по стыкам частей шпангоута и между этими двумя рыбинами (с другого борта симметрично).

В изготовлении так называемых поворотных шпангоутов науки было меньше, чем искусства. После того как на килевую балку сажались штевни, от крайних прямых шпангоутов к ним протягивали «бухтовые рыбины» в количестве четырех-пяти штук на борт. Выровняв последние, по своему желанию подгоняли по ним лекала. По этим лекалам изготовляли и устанавливали поворотные шпангоуты. На этом, собственно, процедура формирования обводов корпуса завершалась.

Далее следовали зашивка корпуса, монтаж основных деталей внутренней конструкции, установка мачт и наконец наступал момент спуска судна на воду...

Любопытно, что не только технология постройки судов, но и язык ма-стеров-корабелов Азовского и Черного морей были своеобразными. Выше мы писали: шпангоут, флортимберс, мачта. Между тем, быть может, зная эти слова, строители баркентины «Ипполит» пользовались своей терминологией: вместо шпангоут они говорили «тагун», его составные части называли «под-шивой» и «ножками», фальшборт — «парапетом», который венчался планширем — «накрытиной». Форштевень именовался «деревом», княвдигед (передняя верхняя часть форштевня) — «темераре», фальстем — «штукой». Вся носовая часть судна — «прова», кормовая — «пупа». На ахтерштевне рулевыми петлями навешивался «тимон», а не деревянный руль (потому рулевой был «тимоней»). Киль и наложенные на него флортимберсы — «под-шивы» — сверху усиливались кильсоном — «пармизаном». Якоря называли «сидро» или «сидоро», а якорь-цепи — «кадинами». Поэтому и команда к отдаче якоря звучала замысловато: «Фунда сидоро!» Сходной люк в носовой кубрик — «тамбуча», капитанская каюта на корме — «камора», флаг-фал — «стрела-бандера», иногда «фалик-бандера», деревянная уключина на шлюпке — «шкарма», ручной насос — «шкундра», тали — «паранки».

Необычно для нашего слуха звучали названия парусов и частей рангоута.

 



Бушприт — банберс.

Утлегарь и бом-утлегарь — бастуня и контра-бастуня.

Фок-мачта — тринькет-шегла.

Фор-стеньга — стеньг-паринькет.

Фор-брам и бом-брам-стеньга — арбурет и контра-арбурет.

Флагшток — чубук.

Грот-мачта — майстро-щегла.

Грот- и грот-брам-стеньга — грот-арбурет.

Бизань-мачта — бизань-щегла.

Бизань- и бизань-брам-стеньга — бизань-арбурет.

Фока-рей — тренькет-рей

Нижний марса-рей — паринькет-рей.

Верхний марса-рей — контра-паринькет-рей.

Фор-брам-рей — папафига-рей.

Фор-бом-брам-рей — контра-папафига-рей.

Грота-гик — майстро-бума-рей.

Грота-гафель — майстро-ранда-пик.

Бизань-гик — бизань-бума-рей.

Бизань-гафель — бизань-ранда-пик.

 

 

 

Здесь довольно отчетливо просматривается происхождение некоторых терминов, таких, как чубук — от западно-украинского чуб — чупрына — шест с флагом или знаком, майстро, по-видимому,— украинское мастер. Слово «щегла» находим в Толковом словаре В. Даля: щегла — шагла — старинное и старославянское шелга, сохранилось в вологодском говоре и означает дерево, бревно, шест для флага, маяка, мачта; в волжском — дерево, стырь, штырь, в украинском щогла — мачта.

Сидоро, по-видимому, от слова «сидерит» — ископаемое железо. Корни других слов менее очевидны.

Это было удивительное смешение языков. Если присмотреться и прислушаться, то просматриваются корни не только русского и украинского, но и греческого, турецкого, итальянского, немецкого и французского языков. Так, фальшборт — «парапет» — от французского parapet — перила; деревянный руль — «тимон» — от французского timon — румпель, рукоятка руля, отсюда рулевой — тимоня — от timoner; север — «трамонтане» — от французского tramontane — полярная звезда, север; восток — «леванте» — от французского levante — восток; капитанская каюта — «камора» — от латинского camera — комната, покой. Часть этих слов пришла к нам, вероятно, в допетровское время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..