В грузоподъемных машинах применяют электропривод с двигателями
постоянного и переменного тока. Основным преимуществом двигателей
постоянного тока является возможность регулирования скорости в широких
пределах и получения механических характеристик, наиболее полно
удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к работе грузоподъемных
машин. Кроме того, двигатели постоянного тока обладают большей
перегрузочной способностью и более напряженным режимом работы.
Электропривод с двигателем переменного тока по сравнению с приводом
постоянного тока обладает более низкой стоимостью и меньшими затратами
при эксплуатации, вследствие более простой и надежной конструкции. Кроме
того, электродвигатели переменного тока получают электроэнергию
непосредственно из сети, а для электродвигателей постоянного тока
требуются индивидуальные или цеховые преобразовательные устройства.
В грузоподъемных машинах используют специальные крановые,
металлургические двигатели и двигатели общепромышленного назначения.
Специальные крановые двигатели отличаются от двигателей
общепромышленного применения повышенной перегрузочной способностью и
надежностью работы при частых пусках и остановках.
Для крановых электродвигателей переменного тока
коэффициент ^ составляет 2,5—3,4, а двигателей постоянного тока в
пределах 2,5—-4,0. Крановые двигатели имеют повышенную механическую
прочность, могут работать с частыми перегрузками, а также с частотой
вращения, превышающей в 2,5 раза номинальную. В электроприводе
грузоподъемных машин применяют крановые асинхронные двигатели серии MTKF
и металлургические двигатели серии МТКН с короткозамкнутым ротором и
серий MTF и МТН с фазным ротором, рассчитанные на номинальное напряжение
220, 380 и 500 В, и крановые двигатели постоянного тока серий МП, ДП,
КПДН с номинальным напряжением 110, 220 и 440 В. Широкое применение
находят также асинхронные короткозамкнутые двигатели общепромышленного
назначения серии 4АС с повышенным скольжением, серии 4АР с повышенным
пусковым моментом и асинхронные фазные двигатели серий АК и АСК.
Свойства электродвигателей и их пригодность для привода тех или иных
механизмов грузоподъемных машин оценивают по паспортным данным
двигателей, т. е. по их номинальной мощности, частоте вращения,
напряжению и силе тока, перегрузочной способности, пусковому моменту и
режиму работы (для крановых двигателей). Электродвигатели должны
эксплуатироваться в таких условиях, которые соответствуют их паспортным
данным. Кроме того, должны быть учтены пуско-регулировочные свойства
электродвигателей, т. е. возможность осуществления разгона по требуемому
закону, возможность изменения частоты вращения при различных нагрузках
рабочих механизмов, легкость реверсирования и
возможность работы в различных режимах (двигательном и тормозных).