Под приводом понимается система, состоящая из двигателя, аппаратуры
управления и промежуточной передачи от двигателя к рабочему механизму.
Привод можно разделить на силовой, при помощи которого приводятся в
движение рабочие органы машины, и привод управления, осуществляющий
управление двигателями, тормозами, муфтами и т. п. По виду энергии,
используемой для создания движущего момента или усилия, привод бывает
ручной, электрический, гидравлический, пневматический, от двигателей
внутреннего сгорания, паровой. Кроме того, в грузоподъемных машинах
часто используют комбинированный привод: электрогидравлический,
электропневматический, привод от двигателей внутреннего сгорания в
сочетании с электроприводом и др.
Тип привода выбирают с учетом его особенностей и конкретной
грузоподъемной машины. Основные факторы, влияющие на выбор типа привода,
следующие:
1) соответствие свойств приводного двигателя заданному режиму работы
грузоподъемной машины (циклический характер работы, совмещение работы
нескольких механизмов, возможные перегрузки механизмов, необходимость
реверсирования и регулирования скорости, частота включения и т. п.);
2) характер действующих внешних нагрузок на машины (независимость
внешних нагрузок —веса, сил трения и др. —от скорости, широта диапазона
изменения нагрузок, наличие инерционных нагрузок и т. д.);
3) стоимость изготовления и эксплуатации машины с данным видом привода;
4) возможность использования того или иного вида энергии;
5) удобство управления машиной;
6) особенности эксплуатации машины (взрыво- и пожароопасность рабочей
среды).
В грузоподъемных машинах наибольшее распространение получил
электропривод, основными преимуществами которого являются: низкая
стоимость, особенно двигателей переменного тока; высокий КПД; большая
перегрузочная способность и возможность пуска под нагрузкой; простота
управления. К недостаткам кранового электропривода можно отнести
следующие: затруднения в подаче
электроэнергии к передвижным грузоподъемным
машинам; громоздкость аппаратуры управления систем электропривода с
регулированием скорости; относительно большая масса на единицу мощности.
В самоходных и плавучих кранах, независимых от стационарных источников
энергии применяют привод от двигателей внутреннего сгорания. Широко
распространенный ранее паровой привод (имеющий такие недостатки, как
громоздкость и большая масса, низкий КПД, длительность растопки парового
котла, необходимость в обслуживании парового котла при перерывах в
работе крана) в настоящее время почти полностью вытеснен приводом от
двигателей внутреннего сгорания.
Для передачи крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к
рабочим механизмам крана используют механическую, электрическую или
гидравлическую передачу. При электрической передаче дизель приводит в
действие электрический генератор, от которого электроэнергия поступает к
электродвигателям рабочих механизмов. Такой кран называют
дизель-электрическим. Кран с механической передачей является
дизель-механическим. Кроме того, на кранах с приводом от внутреннего
сгорания применяют комбинированные передачи (электромеханические,
гидромеханические и др.).
В последнее время наметилась тенденция применения гидропривода в
грузоподъемных машинах.
Пневматический привод для грузоподъемных машин целесообразно
использовать тогда, когда имеются установки сжатого воздуха,
используемые для основного производства. Простота конструкции и главное
плавность работы являются основными особенностями пневмопривода. В среде
с повышенной взрывоопасностью часто единственным видом привода, и
допустимым по условиям безопасности может быть пневмопривод. Кроме того,
этот привод можно использовать для управления муфтами и тормозами
кранов, подъемников и лебедок.