По назначению эти краны разделяютна краны
общего назначения, строительно-монтажные и специального назначения.
Козловые двухконсольные краны общего назначения (ГОСТ 7352—81)
используют на открытых складах и погрузочных площадках, обслуживаемых
средствами наземного рельсового и безрельсового транспорта. Эти краны
имеют гибкую подвеску грузового крюка, грузоподъемностью 3,2—32,0 т,
пролет 10—32 м, высоту подъема груза 7,1—10 м.
Строительно-монтажные краны предназначены для монтажа промышленных
предприятий, энергетических установок и др. Грузоподъемность их
составляет 300 —400 т, пролеты 60— 80 м и высота подъема груза 20—30 м.
Краны специального назначения предназначены для обслуживания
гидротехнических сооружений и др. Грузоподъемность их составляет 25—630
т, пролеты 5—20 м. К кранам специального назначения можно также отнести
козловые контейнерные краны (ГОСТ 24390—80) грузоподъемностью 20 и 32 т
с пролетами 16 и 25 м и высотой подъема 6—11 м; краны оборудованы
специальным автоматическим захватом (спредером).
На рис. 1.21 показан самомонтирующийся козловой кран, имеющий пролетное
строение 2 листовой конструкции трапецеидальной формы, грузовую тележку
3 с механизмом подъема груза, передвигающуюся по уложенным на боковых
сторонах пролетного строения рельсам. Опоры 5 выполнены коробчатого
сечения, причем одна из них (левая) соединена с пролетным строением
жестко, а другая (правая) — шарнирно. При монтаже крана пролетное
строение собирают на специальных подставках на небольшой высоте от
опорной поверхности. Обе половины каждой опоры вместе с ходовыми
тележками 6 устанавливают на крановые рельсы и с помощью монтажных
лебедок, закрепленных на ходовых тележках, каждую опору стягивают,
пролетное строение поднимают до рабочего положения, после чего
устанавливают специальную стяжку 7, а монтажную лебедку устраняют. Для
уменьшения силы тяжести и габаритов тележки механизм передвижения
тележки 1 установлен не на тележке, а над жесткой опорой. Усилие от
механизма тележке передается с помощью тягового каната. Управление
краном осуществляется из подвижной кабины 4.
Контейнерный козловой кран грузоподъемностью 32 т, предназначенный для
механизации работ на морских и речных причалах, показан на рис. 1.22.
Этот кран может быть оборудован контейнерным захватом 1
грузоподъемностью 20 и 32 т, грейфером 2 для сыпучих материалов и
гидравлическим захватом 3 для длинномерных грузов. Подача электроэнергии
на кран осуществлена гибким кабелем, наматываемым на кабельный барабан
4.
В зависимости от профиля обслуживаемой площадки ходовые тележки опор
могут быть расположены на одинаковых или разных уровнях. В некоторых
случаях одна из ходовых тележек может быть установлена на уровне
пролетного строения. Такие краны называют полукозловыми.