Одним из наиболее распространенных средств механизации
погрузочно-разгрузочных работ на промышленных предприятиях, строительных
площадках, в речных и морских портах, на железнодорожном транспорте и т.
д. являются грузоподъемные краны, обеспечивающие подъем груза,
перемещение его на незначительное расстояние и опускание с помощью
грузозахватного устройства.
Грузоподъемные краны могут быть классифицированы по конструктивному
исполнению, конструкции грузозахватного устройства, виду перемещения,
конструкции ходового устройства, по виду привода механизмов, степени
поворота и способу опирания.
По конструктивному исполнению грузоподъемные краны разделяют на краны:
мостового типа, к которым относятся
мостовые, козловые и мостовые перегружатели, кабельные и мостокабельные;
краны - штабелеры; стрелового типа, к которым относятся башенные,
портальные и консольные; самоходные краны, включающие гусеничные,
железнодорожные, пневмоколесные, плавучие, шагающие.
По конструкции грузозахватного устройства краны разделяют на крюковые,
предназначенные для работы с различными штучными грузами; грейферные —
для работы с сыпучими материалами; магнитные — для транспортирования
стальных и чугунных грузов; клещевые — для ящиков, бочек, мешков и т.
п.; траверсные, оборудованные, например, вакуумными захватами;
автоматические захваты (спредеры) — для транспортирования контейнеров.
По виду перемещения грузоподъемные краны бывают стационарные и
передвижные.
По конструкции ходового устройства краны разделяют на рельсовые,
пневмоколесные, гусеничные, канатные, шагающие, плавучие.
По виду привода механизмов краны бывают с ручным, электрическим,
гидравлическим, пневматиче-ским, с приводом от двигателя внутреннего
сгорания, паровым и комбинированным.
По степени поворота стрелы краны разделяют на полноповоротные,
неполноповоротные и неповоротные.
По способу опирания на крановый путь краны бывают опорные и подвесные.