СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ двигателей автомобилей с кранами

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

§ 11.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ двигателей автомобилей с кранами



Общее устройство и принцип работы
В работающем двигателе температура газов в течение рабочего цикла повышается до 800—900° С. Однако из общего количества тепловой энергии, выделяющейся при сгорании горючего, только часть ее (около 40%) превращается в полезную механическую работу. Остальное тепло передается деталям двигателя, вызывая их сильный нагрев, и уносится отработавшими газами.

Перегрев двигателя недопустим, так как при этом происходит разложение и коксование масла, повышается интенсивность изнашивания деталей. Кроме того, в результате теплового расширения может произойти заклинивание поршней. Под действием высоких температур обгорают поверхности клапанов, прогорают днища поршней, ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью и соответственно снижается мощность двигателя.

Также отрицательно сказывается на работе двигателя и переохлаждение его. Неполное испарение топлива у переохлажденного двигателя ухудшает процесс сгорания; неиспарившиеся частицы топлива оседают на стенках цилиндров и смывают с них масляную пленку, увеличивая износ стенок цилиндров и поршней. Топливный конденсат попадает в картер и разжижает в нем масло. Кроме того, увеличение потерь тепла вызывает увеличение расхода топлива и снижение мощности двигателя.

Для поддержания необходимого температурного режима двигателя служит ряд устройств и приборов, объединяемых в систему охлаждения двигателя. Система охлаждения должна обеспечивать наивыгоднейший температурный режим, который находится в пределах 80—90° С.

В двигателях автомобилей, используемых в качестве базовых машин для автомобильных кранов, в основном применяется замкнутая жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости, осуществляемой центробежным насосом. Замкнутой она называется потому, что не имеет непосредственного сообщения с атмосферой, в результате чего уменьшается расход жидкости на испарение.

В качестве охлаждающих жидкостей используют воду, а при низких температурах —антифризы (смеси с низкой температурой замерзания). Вода должна быть мягкой, т. е. не содержать солей, образующих при работе двигателя накипь на стенках трубок радиатора и водяной рубашки. Антифризы представляют собой раствор этиленгликоля в дистиллированной воде. В настоящее время выпускают этиленгликолевые антифризы М-40 и М-65 с

температурой замерзания соответственно 40° и 65° С. Применение антифризов предотвращает размораживание радиатора и блока цилиндров при длительной остановке двигателя в холодное время года.

 

 

 

 

Рис. 18. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130:
1 — радиатор, 2 — компрессор, 3 — водяной насос, 4 — термостат, 5 — кран отопителя, б — подводящая трубка, 7 — отводящая трубка, 6 — радиатор отопителя, 9 — датчик указателя температуры воды, 10 — сливной кран блока цилиндров, 11 — сливной кран патрубка радиатора

 

 

 

 

В систему охлаждения двигателя входят водяная рубашка головки и блока цилиндров, радиатор, водяной насос,вентилятор с приводным ремнем, соединительные патрубки, термостат, указатель температуры охлаждающей жидкости, сливные краны и жалюзи.

При работе двигателя водяной насос засасывает охлажденную воду из радиатора и нагнетает ее в водораспределительную трубу. Из этой трубы вода через специальные отверстия поступает к наиболее нагретым частям двигателя, омывая их, забирает часть тепла. Нагретая вода поступает в верхний бачок радиатора, а затем через его сердцевину перетекает снова в нижний бачок. Вентилятор, установленный на валу водяного насоса, создает поток воздуха, который проходит через сердцевину радиатора и охлаждает протекающую через него воду.

В системе охлаждения двигателя ЗИЛ-130 (рис. 18) центробежный водяной насос 3, установленный на переднем торце блока цилиндров, двумя патрубками соединен с водяными рубашками обоих рядов цилиндров. Водяные рубашки головок блока сообщаются каналами с общим патрубком, внутри которого установлен термостат 4. Во время прогрева двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по водяной рубашке двигателя и компрессора 2, минуя радиатор.

Когда температура воды достигает 80° С, открывается термостат и охлаждающая жидкость по гибкому шлангу отводится в верхний бачок радиатора 1, из него по трубам переливается в нижний бачок радиатора и по подводящему патрубку снова поступает к водяному насосу.

В систему охлаждения двигателя включен радиатор 8 отопителя. Для подачи горячей воды в отопитель открывают кран 5.

Система охлаждения двигателя ЯМЗ-236 отличается тем, что привод водяного насоса осуществляется клиновым ремнем непосредственно от коленчатого вала. Каждая головка цилиндров имеет верхний трубопровод с отдельным термостатом. Коробки термостатов левого и правого трубопроводов соединены между собой трубой. Пока двигатель не прогрет и термостаты закрыты, жидкость, подаваемая насосом, поступает в правую нижнюю часть крышки распределительных шестерен. Отсюда она по каналам поступает в рубашки правого и левого рядов цилиндров и выходит по двум каналам в верхние трубопроводы. Из них жидкость по соединительной и перепускной трубам возвращается в насос. При открытых термостатах нагретая жидкость двумя потоками поступает в верхний бачок радиатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..