Техническое обслуживание двигателей автомобилей
с кранами
Техническое обслуживание автомобильных двигателей, как и других машин,
проводится по системе планово-предупредительного ремонта (ППР), т. е. по
заранее составленному графику с учетом продолжительности работы
двигателя. В систему технического обслуживания входят: ежесменный
осмотр, или ежесменное техническое обслуживание (ЕО), техническое
обслуживание (ТО) и текущий ремонт. Промежутки времени, через которые
проводят тот или иной вид обслуживания, указывают в часах работы
двигателя или километрах пробега автомобиля (число машино-часов работы
крана).
Ежесменное техническое обслуживание двигателя заключается в общем уходе
за ним. При этом наружные части двигателя и внутреннюю часть капота
очищают от грязи, промывают с помощью кисти или тряпок, слегка смоченных
керосином, и тщательно протирают насухо. Приборы электрооборудования
протирают сухой тряпкой. Общее состояние двигателя проверяют внешним
осмотром и прослушиванием работы двигателя на разных оборотах.
Для более точного определения неисправности в работе двигателя при
прослушивании пользуются стетоскопом — его наконечник прикладывают к
различным точкам блока.
Сильный глухой стук низкого тона в нижней части блока, указывающий на
увеличенные зазоры в коренных подшипниках, хорошо прослушивается при
резком изменении числа оборотов коленчатого вала. Появление стука в
шатунных подшипниках свидетельствует о недопустимом увеличении зазора
между ними и шейками вала. Этот стук по силе меньше, чем стук коренного
подшипника, он прослушивается в зоне хода поршня. Резкий металлический
стук при работе двигателя, исчезающий при выключении зажигания данного
цилиндра, указывает на износ поршне-вой пары «палец — втулка». Слабый
стук при переходе поршнем мертвых точек (особенно на непрогретом
двигателе) свидетельствует об износе поршня и цилиндра. При появлении
указанных стуков двигатель обычно передают в ремонт.
ТО включает в себя все работы ежесменного технического обслуживания и,
кроме того:
проверку крепления опор двигателя внешним осмотром, а при необходимости
рас-шплинтование, подтягивание и зашплинтование гаек опор;
проверку герметичности (по отсутствию подтеков): соединения головки с
блоком, переднего сальника коленчатого вала, поддона (картера) с блоком
цилиндров;
проверку плотности затяжки, а при необходимости (в случае пропуска воды
или газов) подтягивание гайки крепления головки к блоку или замену
прокладки, а также проверку компрессии в цилиндрах.
Гайки головки блока затягивают в определенной последовательности (рис.
13) динамометрическим ключом, показывающим, с какой силой на
определенном плече (с каким моментом) затянуты гайки. Момент затяжки
должен быть для двигателей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-164 10—12 кГм, ЯМЗ-236—22—24.
Затяжку гаек головок блоков, изготовленных из алюминиевых сплавов,
следует проверять на холодном двигателе, а изготовленных из чугуна — на
прогретом.
При замене прокладки головки новую прокладку устанавливают гладкой
стороной к головке. Чтобы прокладка плотно прилегала, плоскости разъема
головки и блока очищают, а проклад-ку натирают порошкообразным графитом
или смазывают солидолом.
Если на головке блока и днищах поршней имеется нагар, его удаляют,
пользуясь пластинкой из мягкого металла. При этом следует иметь в виду,
что у двигателей, работающих на этилированном бензине, нагар ядовит,
поэтому при его удалении надо соблюдать те же правила техники
безопасности, что и при работе с этилированным бензином.
Компрессию в цилиндрах двигателя проверяют для определения изношенности
поршневых колец. Величина компрессии в каждом цилиндре должна быть
немного больше величины степени сжатия для данного двигателя и не должна
отличаться в разных цилиндрах одного двигателя более чем на 5 кГ/см2.
Компрессию проверяют компрессиометром в следующем порядке. На прогретом
двигателе вывертывают все свечи и устанавливают наконечник
компрессиометра в отверстие для свечи первого цилиндра. Затем открывают
полностью дроссельную заслонку карбюратора и стартером проворачивают
коленчатый вал двигателя. Заметив показания манометра, выпускают из
компрессиометра воздух и приступают к замеру компрессии в следующем
цилиндре. Если компрессия недостаточна, двигатель сдают в ремонт.
Рис. 13. Порядок затяжки гаек головки блока
двигателей ЗИЛ-164А (а), ЗИЛ-130 (б) и ЯМЗ-236 (в)
Контрольные вопросы
1. Для чего предназначен и из каких основных частей состоит
кривошипно-шатунный механизм?
2. Как устроен блок цилиндров?
3. Какие гильзы называются мокрыми и какие сухими?
4. Какие конструкции камер сгорания применяют в двигателях?
5. Каково назначение и устройство деталей поршневой группы?
6. Каково назначение и устройство коленчатого вала, маховика и картера
двигателя?
7. Какие виды технического обслуживания входят в систему ППР двигателей?
8. В чем заключается ежесменное техническое обслуживание и каковы методы
и приемы его выполнения?
9. Какие работы выполняются при ТО?
10. В каком порядке и с каким усилием подтягивают гайки головки блока?
11. Для чего и как проверяют компрессию в цилиндрах?