Техническое обслуживание двигателей автомобилей с кранами

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Техническое обслуживание двигателей автомобилей с кранами



Техническое обслуживание автомобильных двигателей, как и других машин, проводится по системе планово-предупредительного ремонта (ППР), т. е. по заранее составленному графику с учетом продолжительности работы двигателя. В систему технического обслуживания входят: ежесменный осмотр, или ежесменное техническое обслуживание (ЕО), техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт. Промежутки времени, через которые проводят тот или иной вид обслуживания, указывают в часах работы двигателя или километрах пробега автомобиля (число машино-часов работы крана).

Ежесменное техническое обслуживание двигателя заключается в общем уходе за ним. При этом наружные части двигателя и внутреннюю часть капота очищают от грязи, промывают с помощью кисти или тряпок, слегка смоченных керосином, и тщательно протирают насухо. Приборы электрооборудования протирают сухой тряпкой. Общее состояние двигателя проверяют внешним осмотром и прослушиванием работы двигателя на разных оборотах.

Для более точного определения неисправности в работе двигателя при прослушивании пользуются стетоскопом — его наконечник прикладывают к различным точкам блока.

Сильный глухой стук низкого тона в нижней части блока, указывающий на увеличенные зазоры в коренных подшипниках, хорошо прослушивается при резком изменении числа оборотов коленчатого вала. Появление стука в шатунных подшипниках свидетельствует о недопустимом увеличении зазора между ними и шейками вала. Этот стук по силе меньше, чем стук коренного подшипника, он прослушивается в зоне хода поршня. Резкий металлический стук при работе двигателя, исчезающий при выключении зажигания данного цилиндра, указывает на износ поршне-вой пары «палец — втулка». Слабый стук при переходе поршнем мертвых точек (особенно на непрогретом двигателе) свидетельствует об износе поршня и цилиндра. При появлении указанных стуков двигатель обычно передают в ремонт.

ТО включает в себя все работы ежесменного технического обслуживания и, кроме того:

проверку крепления опор двигателя внешним осмотром, а при необходимости рас-шплинтование, подтягивание и зашплинтование гаек опор;

проверку герметичности (по отсутствию подтеков): соединения головки с блоком, переднего сальника коленчатого вала, поддона (картера) с блоком цилиндров;

проверку плотности затяжки, а при необходимости (в случае пропуска воды или газов) подтягивание гайки крепления головки к блоку или замену прокладки, а также проверку компрессии в цилиндрах.

Гайки головки блока затягивают в определенной последовательности (рис. 13) динамометрическим ключом, показывающим, с какой силой на определенном плече (с каким моментом) затянуты гайки. Момент затяжки

должен быть для двигателей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-164 10—12 кГм, ЯМЗ-236—22—24.

Затяжку гаек головок блоков, изготовленных из алюминиевых сплавов, следует проверять на холодном двигателе, а изготовленных из чугуна — на прогретом.

При замене прокладки головки новую прокладку устанавливают гладкой стороной к головке. Чтобы прокладка плотно прилегала, плоскости разъема головки и блока очищают, а проклад-ку натирают порошкообразным графитом или смазывают солидолом.

Если на головке блока и днищах поршней имеется нагар, его удаляют, пользуясь пластинкой из мягкого металла. При этом следует иметь в виду, что у двигателей, работающих на этилированном бензине, нагар ядовит, поэтому при его удалении надо соблюдать те же правила техники безопасности, что и при работе с этилированным бензином.

Компрессию в цилиндрах двигателя проверяют для определения изношенности поршневых колец. Величина компрессии в каждом цилиндре должна быть немного больше величины степени сжатия для данного двигателя и не должна отличаться в разных цилиндрах одного двигателя более чем на 5 кГ/см2. Компрессию проверяют компрессиометром в следующем порядке. На прогретом двигателе вывертывают все свечи и устанавливают наконечник компрессиометра в отверстие для свечи первого цилиндра. Затем открывают полностью дроссельную заслонку карбюратора и стартером проворачивают коленчатый вал двигателя. Заметив показания манометра, выпускают из компрессиометра воздух и приступают к замеру компрессии в следующем цилиндре. Если компрессия недостаточна, двигатель сдают в ремонт.

 

 

 

 

 

Рис. 13. Порядок затяжки гаек головки блока двигателей ЗИЛ-164А (а), ЗИЛ-130 (б) и ЯМЗ-236 (в)

 

 

 

 

Контрольные вопросы

1. Для чего предназначен и из каких основных частей состоит кривошипно-шатунный механизм?

2. Как устроен блок цилиндров?

3. Какие гильзы называются мокрыми и какие сухими?

4. Какие конструкции камер сгорания применяют в двигателях?

5. Каково назначение и устройство деталей поршневой группы?

6. Каково назначение и устройство коленчатого вала, маховика и картера двигателя?

7. Какие виды технического обслуживания входят в систему ППР двигателей?

8. В чем заключается ежесменное техническое обслуживание и каковы методы и приемы его выполнения?

9. Какие работы выполняются при ТО?

10. В каком порядке и с каким усилием подтягивают гайки головки блока?

11. Для чего и как проверяют компрессию в цилиндрах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..