СИСТЕМА СМАЗКИ двигателей автомобилей с кранами (ЯМЗ-236, ЗИЛ-130)

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

§ 12.

СИСТЕМА СМАЗКИ двигателей автомобилей с кранами (ЯМЗ-236, ЗИЛ-130)

 

 

 Устройство и принцип работы

Назначение системы смазки двигателей состоит в непрерывной подаче достаточного количества масла к трущимся поверхностям деталей. В работе двигателя масло играет огромную роль. Помимо смазки трущихся поверхностей для уменьшения износа деталей, масло, подаваемое непрерывно к сопряженным деталям, отводит от них часть тепла, способствуя их охлаждению. Кроме того, масло, протекая между трущимися поверхностями, смывает с них продукты износа (мельчайшие частицы металла). Заполняя зазоры между поршнем и стенками цилиндра, масло увеличивает компрессию в цилиндрах.

Для смазки двигателей применяют масла минерального происхождения. получаемые путем переработки нефти. К маслу добавляют специальные присадки, которые повышают смазывающую способность масла, стабилизируют его вязкость, понижают температуру застывания и уменьшают окисляющее действие масла. Применяют моющие или антинагарные присадки, которые препятствуют выпадению из масла осадка на стенках картера и обеспечивают чистоту таких деталей, как поршень, поршневые кольца, гильзы. Эти присадки предохраняют поршневые кольца от пригорания.

В зависимости от времени года и климатических условий эксплуатации машин применяют масла различной вязкости: зимой менее вязкое, так как при низкой температуре масло загустевает и не может проникать в зазоры трущихся деталей; летом повышенной вязкости, чтобы оно не стекало с поверхности деталей.

Для карбюраторных двигателей применяют стандартные автотракторные масла (автолы) марок: летом — АК-Ю, АКЗп-10, АС-9,5; зимой —АК-6, АС-5, АКЗп-6.

Для смазки быстроходных дизелей применяют специальные дизельные масла марок Дп-8 (летом) и Дп-11 (зимой), в состав которых входят антикоррозийные и моющие присадки. Такие масла по сравнению с автолами обладают большей вязкостью.

 

 

 

 

 

Рис. 21. Схема смазки двигателя ЗИЛ-130:
I — картер, 2 — кран включения масляного радиатора, 3 — масляный насос, 4 — канал, подводящий масло от насоса к фильтрам, 5 — фильтр грубой очистки, 6 — фильтр тонкой очистки (центрифуга), 7 — маслораспределительная камера, 8— канал в коромысле клапана, 9 - канал в блоке для подвода масла к клапанам, 10— левый магистральный канал. 11- каналы смазки кривошипно-шатунного механизма компрессора, 12 — трубка для слива масла из компрессора, 13 - масляный радиатор, 14 — трубка для подвода масла в радиатор, 15 — каналы в шатунных шейках коленчатого вала, 16 — отверстия в теле шатуна для подачи масла на стенки цилиндра, 17 — правый магистральный канал, 18 — маслоприемник

 

 

 

 

Различают три способа подвода масла к трущимся деталям: разбрызгиванием, под давлением с непрерывной подачей, под давлением с периодической (пульсирующей) подачей. В зависимости от способа применяют три типа системы смазки двигателей: смазка разбрызгиванием, смазка под давлением или принудительная, смазка комбинированная.

Во всех современных двигателях применяют комбинированную систему смазки, при которой часть двигателя смазывается под давлением, а часть — разбрызгиванием и самотеком.

К системе смазки двигателя относятся: масляный поддон, мас-лоприемник, масляный насос, маслопроводы (трубки и каналы в блоке двигателя), редукционный и перепускной клапаны, масляные фильтры, манометр, указатель уровня масла, маслозаливная горловина, масляный радиатор.

В двигателе ЗИЛ-130 коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры промежуточного валика привода прерывателя-распределителя, валик масляного насоса и толкатели смазываются под давлением, втулки коромысел — пульсирующей подачей масла. Все остальные трущиеся поверхности смазываются маслом, поступающим самотеком или разбрызгиванием.

Все масло, подаваемое насосом 3 (рис. 21), проходит через пластинчатый фильтр 5 грубой очистки. После этого часть масла поступает в центробежный фильтр 6 тонкой очистки, пройдя который, стекает в масляный картер 1. Большая же часть масла направляется в распределительную камеру 7, откуда поступает в два магистральных канала 10 и 17, расположенных вдоль блока. Левый канал 10 служит для подачи масла к коренным подшипникам коленчатого вала, правый — для подвода масла в каналы 11 смазки кривошипно-шатунного механизма компрессора. После смазки компрессора масло стекает в картер 1.

Масло, поступившее в коренные подшипники, проходит из них в подшипники распределительного вала и по каналам 15 в шатунных шейках коленчатого вала — к шатунным подшипникам. На стенки цилиндра масло впрыскивается из шатунного подшипника в момент совпадения отверстия 16 в теле шатуна с каналом 15 в шатунной шейке коленчатого вала. Поршневой палец смазывается маслом, снимаемым со стенок цилиндра маслосъемным кольцом. После чего масло отводится внутрь поршня через отверстия в его канавке.

Для пульсирующей подачи масла к втулкам коромысел в средней шейке распределительного вала выполнено отверстие, которое выходит в паз, прорезанный в шейке под углом к ее оси. В самом подшипнике имеются два отверстия, которые соединяются с каналом 9 в блоке цилиндров и каналом в головке цилиндров. При каждом обороте распределительного вала паз в шейке и отверстия в подшипнике совпадают, при этом масло отдельными порциями поступает в каналы блока и головки цилиндров.

 

По ним масло поступает к стойке вала коромысел и далее во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстия в стенках оси — к соответствующим ьтулкам коромысел. В коротком плече каждого коромысла имеется канал, по которому масло поступает к сферическим опорам штанг.

 

 

 

 

 

Рис. 22. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-130:
1 воздушный фильтр системы вентиляции, 2 — маслоуловитель, 3 — клапан, 4 -корпус, 5 — штуцер

 

 

 


В систему смазки двигателя ЗИЛ-130 также включен масляный радиатор. Для подачи масла в радиатор предусмотрена вторая (нижняя) секция шестеренчатого насоса. При помощи масляного радиатора температура масла в картере поддерживается в пределах 80—90°С.

Система смазки двигателя ЯМЗ-236 принципиально не отличается от системы смазки двигателя ЗИЛ-130.

Для сохранения высокого качества масла все современные двигатели имеют систему вентиляции картера (рис. 22), с помощьго которой из него удаляются пары горючего и отработавшие газы.

Отсос картерных газов во впускной трубопровод двигателя осуществляется через клапан 3, установленный на впускном трубопроводе. При работе двигателя с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан 3 поднимается вверх, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера 5 и уменьшает проходное сечение до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя. При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопроводе падает и клапан под действием собственного веса опускается вниз, открывая полностью проходное сечение. Из клапанов газы отсасываются по специальной трубке в центральную часть впускного трубопровода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..