СИСТЕМА СМАЗКИ двигателей автомобилей с кранами (ЯМЗ-236, ЗИЛ-130)
Устройство и принцип работы
Назначение системы смазки двигателей состоит в непрерывной подаче
достаточного количества масла к трущимся поверхностям деталей. В работе
двигателя масло играет огромную роль. Помимо смазки трущихся
поверхностей для уменьшения износа деталей, масло, подаваемое непрерывно
к сопряженным деталям, отводит от них часть тепла, способствуя их
охлаждению. Кроме того, масло, протекая между трущимися поверхностями,
смывает с них продукты износа (мельчайшие частицы металла). Заполняя
зазоры между поршнем и стенками цилиндра, масло увеличивает компрессию в
цилиндрах.
Для смазки двигателей применяют масла минерального происхождения.
получаемые путем переработки нефти. К маслу добавляют специальные
присадки, которые повышают смазывающую способность масла, стабилизируют
его вязкость, понижают температуру застывания и уменьшают окисляющее
действие масла. Применяют моющие или антинагарные присадки, которые
препятствуют выпадению из масла осадка на стенках картера и обеспечивают
чистоту таких деталей, как поршень, поршневые кольца, гильзы. Эти
присадки предохраняют поршневые кольца от пригорания.
В зависимости от времени года и климатических условий эксплуатации машин
применяют масла различной вязкости: зимой менее вязкое, так как при
низкой температуре масло загустевает и не может проникать в зазоры
трущихся деталей; летом повышенной вязкости, чтобы оно не стекало с
поверхности деталей.
Для карбюраторных двигателей применяют стандартные автотракторные масла
(автолы) марок: летом — АК-Ю, АКЗп-10, АС-9,5; зимой —АК-6, АС-5,
АКЗп-6.
Для смазки быстроходных дизелей применяют специальные дизельные масла
марок Дп-8 (летом) и Дп-11 (зимой), в состав которых входят
антикоррозийные и моющие присадки. Такие масла по сравнению с автолами
обладают большей вязкостью.
Рис. 21. Схема смазки двигателя ЗИЛ-130:
I — картер, 2 — кран включения масляного радиатора, 3 — масляный насос,
4 — канал, подводящий масло от насоса к фильтрам, 5 — фильтр грубой
очистки, 6 — фильтр тонкой очистки (центрифуга), 7 —
маслораспределительная камера, 8— канал в коромысле клапана, 9 - канал в
блоке для подвода масла к клапанам, 10— левый магистральный канал. 11-
каналы смазки кривошипно-шатунного механизма компрессора, 12 — трубка
для слива масла из компрессора, 13 - масляный радиатор, 14 — трубка для
подвода масла в радиатор, 15 — каналы в шатунных шейках коленчатого
вала, 16 — отверстия в теле шатуна для подачи масла на стенки цилиндра,
17 — правый магистральный канал, 18 — маслоприемник
Различают три способа подвода масла к трущимся
деталям: разбрызгиванием, под давлением с непрерывной подачей, под
давлением с периодической (пульсирующей) подачей. В зависимости от
способа применяют три типа системы смазки двигателей: смазка
разбрызгиванием, смазка под давлением или принудительная, смазка
комбинированная.
Во всех современных двигателях применяют комбинированную систему смазки,
при которой часть двигателя смазывается под давлением, а часть —
разбрызгиванием и самотеком.
К системе смазки двигателя относятся: масляный поддон, мас-лоприемник,
масляный насос, маслопроводы (трубки и каналы в блоке двигателя),
редукционный и перепускной клапаны, масляные фильтры, манометр,
указатель уровня масла, маслозаливная горловина, масляный радиатор.
В двигателе ЗИЛ-130 коренные и шатунные подшипники коленчатого вала,
опоры промежуточного валика привода прерывателя-распределителя, валик
масляного насоса и толкатели смазываются под давлением, втулки коромысел
— пульсирующей подачей масла. Все остальные трущиеся поверхности
смазываются маслом, поступающим самотеком или разбрызгиванием.
Все масло, подаваемое насосом 3 (рис. 21), проходит через пластинчатый
фильтр 5 грубой очистки. После этого часть масла поступает в
центробежный фильтр 6 тонкой очистки, пройдя который, стекает в масляный
картер 1. Большая же часть масла направляется в распределительную камеру
7, откуда поступает в два магистральных канала 10 и 17, расположенных
вдоль блока. Левый канал 10 служит для подачи масла к коренным
подшипникам коленчатого вала, правый — для подвода масла в каналы 11
смазки кривошипно-шатунного механизма компрессора. После смазки
компрессора масло стекает в картер 1.
Масло, поступившее в коренные подшипники, проходит из них в подшипники
распределительного вала и по каналам 15 в шатунных шейках коленчатого
вала — к шатунным подшипникам. На стенки цилиндра масло впрыскивается из
шатунного подшипника в момент совпадения отверстия 16 в теле шатуна с
каналом 15 в шатунной шейке коленчатого вала. Поршневой палец
смазывается маслом, снимаемым со стенок цилиндра маслосъемным кольцом.
После чего масло отводится внутрь поршня через отверстия в его канавке.
Для пульсирующей подачи масла к втулкам коромысел в средней шейке
распределительного вала выполнено отверстие, которое выходит в паз,
прорезанный в шейке под углом к ее оси. В самом подшипнике имеются два
отверстия, которые соединяются с каналом 9 в блоке цилиндров и каналом в
головке цилиндров. При каждом обороте распределительного вала паз в
шейке и отверстия в подшипнике совпадают, при этом масло отдельными
порциями поступает в каналы блока и головки цилиндров.
По ним масло поступает к стойке вала коромысел и
далее во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстия в стенках
оси — к соответствующим ьтулкам коромысел. В коротком плече каждого
коромысла имеется канал, по которому масло поступает к сферическим
опорам штанг.
В систему смазки двигателя ЗИЛ-130 также включен масляный радиатор. Для
подачи масла в радиатор предусмотрена вторая (нижняя) секция
шестеренчатого насоса. При помощи масляного радиатора температура масла
в картере поддерживается в пределах 80—90°С.
Система смазки двигателя ЯМЗ-236 принципиально не отличается от системы
смазки двигателя ЗИЛ-130.
Для сохранения высокого качества масла все современные двигатели имеют
систему вентиляции картера (рис. 22), с помощьго которой из него
удаляются пары горючего и отработавшие газы.
Отсос картерных газов во впускной трубопровод двигателя осуществляется
через клапан 3, установленный на впускном трубопроводе. При работе
двигателя с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого
разрежения во впускном трубопроводе клапан 3 поднимается вверх, верхняя
ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера 5 и уменьшает
проходное сечение до величины, необходимой для прохода малого объема
газов, прорывающихся в картер двигателя. При работе двигателя с
полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном
трубопроводе падает и клапан под действием собственного веса опускается
вниз, открывая полностью проходное сечение. Из клапанов газы
отсасываются по специальной трубке в центральную часть впускного
трубопровода.