Техническое обслуживание системы смазки
двигателей автомобилей с кранами (ЯМЗ-236, ЗИЛ-130)
Неисправности системы смазки, вызывающие понижение или повышение
давления масла, приводят к недостаточной подаче масла к трущимся
поверхностям и вследствие этого к их преждевременному износу или
аварийному состоянию.
Большое влияние на работу системы смазки и ее исправность оказывает
качество применяемого масла, которое должно соответствовать требованиям
заводов-изготовителей двигателей.
Для содержания системы смазки в работоспособном состоянии необходимо при
ежесменном техническом обслуживании выполнить следующие работы:
перед запуском осмотреть двигатель и проверить уровень масла в картере,
убедиться в отсутствии течи масла из соединений;
перед окончанием работы очистить фильтр грубой очистки, для чего
повернуть рукоятку фильтра (на горячем двигателе) на 2 — 3 полных
оборота; убедиться в исправной работе центрифуги: после остановки
двигателя центрифуга должна вращаться еще 2 — 3 минуты с характерным
звуком.
Уровень масла в картере должен быть около верхней метки
маслоизмерительного стержня. Повышенный уровень приводит к пригоранию
поршневых колец и усиленному образованию нагара на поршнях и стенках
головки цилиндров. Уменьшение уровня до нижней метки приводит к
ухудшению смазки деталей, что может стать причиной выплавки баббита в
коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала, а также к заклиниванию
поршней.
При работающем двигателе надо систематически
проверять по манометру давление масла в системе, которое у прогретого
двигателя при работе на средних оборотах должно быть 2— 2,5 кГ/см2.
Давление ниже 1 кГ/см2 свидетельствует о неисправности двигателя.
Если стержень фильтра грубой очистки проворачивается слишком туго,
значит фильтр сильно загрязнен. В таком случае фильтр надо разобрать,
очистить от грязи и промыть в бензине или керосине.
При ТО выполняют работы ЕО, а кроме того, спускают отстой из фильтров
грубой и тонкой очистки; проверяют состояние фильтрующего элемента
фильтра тонкой очистки, а также герметичность всех внешних соединений
системы смазки; меняют масло в картере двигателя, очищают все трубки
системы вентиляции картера; два раза в году производят сезонную смену
масла с промывкой картера.
Масло заменяют при прогретом двигателе, так как в этом случае оно легче
вытекает и вместе с ним удаляются механические примеси. Заменять масло
рекомендуется в следующем порядке:
подставить под спускную пробку картера противень или другую емкость и
вывернуть спускную пробку;
вывернуть спускные пробки фильтров грубой и тонкой очистки и выпустить
из них отстой;
отвернуть болты крышки фильтра грубой очистки, вынуть фильтрующий
элемент, промыть его в керосине, очистить внутренние поверхности корпуса
фильтра, обдуть сжатым воздухом, установить на место фильтрующий элемент
и привернуть крышку;
снять крышку фильтра тонкой очистки, удалить фильтрующий элемент,
очистить изнутри корпус, установить новый фильтрующий элемент и
привернуть крышку;
завернуть спускную пробку поддона картера, залить в картер 2—3 л
маловязкого масла (рекомендуется веретенное) и, вывернув свечу, быстро
вращать пусковой рукояткой коленчатый вал или пустить двигатель и дать
ему проработать на малых оборотах 3 — 5 мин-,
спустить промывочное масло и залить в картер свежее масло до нормального
уровня.
Одновременно со сменой масла в картере двигателя необходимо очистить
центрифугу: после остановки двигателя в течение 20 — 30 мин дают
возможность стечь маслу из центрифуги. Снятие крышки корпуса до полного
опорожнения центрифуги приводит к вытеканию масла. Очищают центрифугу в
определенном порядке:
отвертывают гайку-барашек, снимают кожух, а затем отвертывают свечным
ключом центральную гайку;
очищают крышку от грязи и промывают ее в бензине
или керосине;
снимают и промывают в бензине сетчатые фильтры, продувают жиклеры;
промывают кожух, тщательно очищая от грязи канавки на шайбе и прокладку
кожуха.
По окончании работы центрифугу собирают и перед установкой проверяют
правильность сборки. Очищенная и правильно собранная центрифуга легко
вращается от руки. После установки центрифуги запускают двигатель и на
слух проверяют ее работу.
Контрольные вопросы
1. Каково значение регулярной смазки деталей двигателя?
2. Каким требованиям должно удовлетворять масло, применяемое для смазки
двигателя?
3. Какие способы подачи масла и системы смазки применяют на двигателях?
4. Каковы устройство и принцип работы комбинированной системы смазки?
5. Как устроена и работает система смазки двигателя ЗИЛ-130?
6. Каково назначение и принцип работы системы вентиляции картера?
7. Каковы назначение, устройство и принцип работы масляного насоса?
8. Для чего в системе смазки установлены фильтры, каково их устройство и
принцип работы?
9. Как устроен и работает центробежный фильтр?
10. Какие контрольные приборы установлены в системе смазки?
11. Каково назначение и устройство масляного радиатора?
12. Какие работы по техническому обслуживанию системы смазки выполняют
ежесменно и при ТО?
13. Когда и как удаляют грязь с фильтра грубой очистки масла?
14. Для чего необходимо поддерживать нормальный уровень масла в картере?
15. Когда и в каком порядке заменяют масло в системе смазки?