Пасты для лицевого слоя покрытия искусственных кож

  Главная       Учебники - Кройка, шитьё      Кройка, шитьё искусственных кож (С.И. Константинова)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

Пасты для лицевого слоя покрытия искусственных кож

 

 

При изготовлении паст для лицевого слоя покрытия предъявляются особенно высокие требования в отношении подбора сырья и выбора технологии, гарантирующих высокое качество конечного продукта.

Общие требования к пастам для лицевого слоя покрытия:

1. Цвет пасты должен точно соответствовать заданному образцу цвета на карте образцов цветов или коллекции образцов цветов.

2. При наложении 150—200 г/м2 паст пигментов с хорошей кроющей способностью на основу не должно быть просвечивания грунтовочного слоя другого цвета, а также отклонения в цветовом тоне.

3. Сырье для паст при получении лицевого слоя должно обладать высокой устойчивостью к действию светопогоды, высокой температуры и химических веществ.

4. Компоненты пасты должны быть хорошо перемешаны и перетерты во избежание образования подтеков, цветных полос и нечистой поверхности.

5. Используемые пасты должны иметь низкую вязкость.

6. Из паст для лицевого слоя покрытия должны быть удалены: воздух, попавший в них в процессе смешения, а также влага и фракции пластификатора с низкой точкой кипения, эвакуирование которых производится в вакуум-мешалке. Покрывные пасты, из которых удален воздух, дают монолитные, без пузырей, плотные, непористые лицевые слои и улучшают стойкость к царапанию вспененной искусственной кожи. Для невспененной ПВХ-кожи удаление воздуха из паст мало практикуется или не практикуется совсем вследствие высокой трудоемкости.

7. Лицевой слой покрытия при изгибе не должен трескаться, а также не должен давать матовый или белый излом; при царапании не должно появляться так называемое меле-ние*.

8. Пленки, образованные из пасты для лицевого покрытия, должны быть сухими и обладать хорошей адгезией и устойчивостью к царапанию.

9. Цветовой тон должен быть чистым и при добавлении серых пигментов не должен сильно меняться.

10. В составе паст должны использоваться только абсолютно нерастворимые пигменты во избежание линьки и миграции на поверхность пленки.

Примеры составов паст для лицевого слоя покрытий приведены в табл. 3.4.

 

Компонент

Паста для

Паста для

Паста для

 

лицевого слоя

морозостойкой

вспененной

 

столовой

обувной

галантерейной

 

клеенки

кожи

кожи

ПВХ-порошок

100

100

100

Пластификатор лейна MS-1

50

 

 

Дибутилфталат

14

20

Хлорпарафин WP-35

20

7

Белый пигмент

50

           

(титановые белила

 

 

 

или литопон)

 

 

 

Карбонат кальция

20

           

Эффомол DA

45

Красящий пигмент

 

5-15

10—20

неорганический

органический

              

1—2

1—2

Диоктилфталат

              

38

Бензилбутилфталат

 

 

6

Итого254 171—182 162—173

 

 

 

Составы паст для лицевого слоя покрытий, мас.ч.

 

 

Приготовление паст для ПВХ-покрытий искусственных кож производится согласно типовому (основному) составу ПВХ-композиций. На одну производственную партию пасты рассчитывается рабочий состав композиции, пример которого дан в табл. 3.5.
 

 

При изготовлении пасты состава А по т&к называемому сухому методу все компоненты подаются в мешалку, затем перетираются на трехвалковой краскотерке и гомогенизируются. Целесообразно сначала заполнять мешалку жидкими компонентами, а затем добавлять порошкообразные вещества.

Некоторые пигменты склонны к образованию агломератов и очень трудно смешиваются с ПВХ-пастой. В этом случае нужно использовать состав В. Одна часть пластификатора применяется для заправки пигмента. После перемешивания заправку (концентрат) перетирают один или несколько раз на краскотерке, коллоидной или винтовой мельнице, а затем добавляют к остальной пасте. Этот способ называют методом маточной смеси, или мокрым методом. Технологическая схема получения пасты для лицевого слоя по сухому и мокрому методу приведена на рис. 3.4.

 

 

 

Рис. 3.4. Схемы изготовления ПВХ-пасты сухим (а) и мокрым (б) способами :
7 — аппарат для растворения; 2 — краскотерка; 3 — коллоидная мельница; 4 — стержневая мельница; 5 — красильная ванна; 6 — трубопровод; 7 — ракля и обрезиненный конвейер; 8 — валки RRC; В — взвешивание; Д — дозирование



После перемешивания покрывной пасты отбирается проба и наносится на основу или на стальной лист. При этом следует обращать внимание на то, чтобы толщина слоя была равномерной, продолжительность желирования и температура в термостате или опытной (лабораторной) туннельной камере имели заданные значения. После охлаждения нанесенной пробы до комнатной температуры полученный цветовой тон сравнивают с контрольным при свете.

Если цветовой тон полученного слоя (пленки) совпадает с контрольным, то партию запускают в производство, а нанесенную пробу сохраняют для контроля и сравнения. Иногда сравнение цветового тона готовой искусственной кожи

с контрольными образцами или оригиналом цветового тона указывает на их различие.

Причиной отклонения цвета пробы от оригинала может быть недостаточно хорошее качество сырья, особенно пигмента, неточность взвешивания, различная способность отдельных агломератов пигментов к диспергированию.

Распад оставшихся агломератов пигментов в процессе хранения готовых паст, отклонения от режима продвижения полотна при нанесении покрытия и желирования (например, изменение скорости), отклонения в величине наложения, отклонения температуры могут быть причиной изменения цветового тона. Не последней причиной" изменения цветового тона могут быть химические воздействия. Так, например, существуют пигменты, которые постепенно изменяются под влиянием небольшого количества кислот и щелочей, например гидрокарбоната натрия, который содержится в некоторых видах ПВХ в качестве стабилизатора. Точно так же пигменты могут вступать в химические реакции друг с другом и изме: нять цвет. Это относится к смесям, в состав которых входят пигменты, содержащие свинец и серу, например хромовый желтый и ультрамарин синий.

Задачей составителей цвета является компенсация отклонения цветового тона путем добавления небольшого количества подготовленной оттеночной заправки. Деятельность составителей цвета требует большой добросовестности, опыта и очень хорошего чувства цвета.


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..