2.6.2. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТАКЕЛАЖНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Главная     Учебники Горное дело     Проходческо-очистные комбайновые комплексы калийных комплексов книга 1

 поиск по сайту     

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 


 

2.6.2. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТАКЕЛАЖНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ


Эффективность выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-такелажных работ, а также их безопасность зависят от правильного выбора и состояния грузоподъемного оборудования.
В условиях ограниченной высоты и стесненности монтажных камер преимущественное применение получили следующие виды грузоподъемного оборудования.
Тали и тельферы предназначены для подъема грузов на незначительную высоту. Наибольшее распространение получили тали с червячным редуктором. Ручную таль с червячным приводом подвешивают к стальной конструкции на крюке. Приводное колесо, связанное червяком, приводится в движение калиброванной бесконечной цепью.
Во время вращения приводного колеса через червячную шестерню движение передается на звездочку, а через нее на грузовую цепь. Для подъема груза необходимо приложить к калиброванной цепи тяговое усилие 330-680 Н.
Ручные тали имеют ограниченный радиус действия, т. к. ими можно поднимать груз только в том месте, где они закреплены. Для расширения области действия тали ее подвешивают к тележке, которая передвигается по монорельсовому пути. Тележка передвигается с помощью цепи, огибающей приводное колесо, связанное шестернями с роликами ходовой тележки. Таль крепится к тележке через ось.
Электрическая таль с тележкой, передвигающейся по монорельсам - более совершенный грузоподъемный механизм, чем ручная таль. Привод подъема у тали - электрический, привод перемещения - ручной, либо электрический. Управляют подъемом и перемещением грузов с пульта, который подвешен на гибком кабеле. Электротали могут перемешаться как на небольшую длину пути, так и на значительные расстояния.
Ручные лебедки типа ЛЛР-1, тягачи ТОС-1, ручные тали Т-1500 применяют для монтажно-демонтажных работ вспомогательного оборудования.
Домкраты используют для выполнения вспомогательных операций при такелажных работах. С их помощью производят подъем оборудования и его деталей на небольшую высоту, а также перемещение в горизонтальной плоскости. По принципу действия домкраты делят на винтовые, реечные и гидравлические.
Реечные домкраты применяют для подъёма различных конструкций незначительной массы, т.к. их грузоподъём- ность не превышает 3-5 т.
При работах в стесненных условиях и правке элементов силовых конструкций применяют распорно-винтовые домкраты БО, СК, БТ, ДВ грузоподъемностью до 20 т.
Для подъема груза и деталей, оборудования и конструкций большой массы применяют гидравлические домкраты с ручным или машинным приводом марок МГД, ДГ грузоподъемностью до 200 т.
Блоки монтажные и полиспасты являются простейшими приспособлениями для подъема и перемещения грузов. Монтажные блоки могут быть однорольными и многорольными. Однорольный блок представляет собой находящийся на оси стальной диск-ролик с канавкой для каната. С обеих сторон диска расположены стальные пластины-щеки, связанные между собой шпильками и вспомогательными осями, на одной из которых имеется коуш (или проушина), а на другой закреплен крюк с защелкой или петля.
В многорольном блоке щеки имеются между роликами для предохранения выпадения каната из ручья.
Однорольные блоки, применяющиеся для изменения направления каната, называют отводными отклоняющими, а блоки, используемые для подъема груза - грузовыми.
В качестве основного грузоподъемного оборудования, используемого при монтаже, демонтаже комбайнов и транспортных установок, используют монтажные лебедки различной грузоподъемности с грузовыми и отклоняющими блоками (ЛГРУ-6, ЛГРУ-ЮМ, ЛМ-710, ПГР-210, ИМ Г 6300).
На установку и эксплуатацию монтажных лебедок руководством предприятия должна быть разработана и утверждена техническая документация.
В качестве тяговых кранов и съемных грузозахватных приспособлений (строп) грузоподъемных устройств используются стальные канаты и цепи. В процессе работы они подвержены интенсивным нагрузкам, износу, и поэтому требуется тщательный контроль их состояния. Канат представляет собой несколько проволочных прядей, свитых вместе вокруг стального или органического сердечника. Прядь каната состоит из стальных круглых проволок, свитых вокруг центральной проволоки таким образом, что каждая проволока принимает вид спирали.
При выборе каната для такелажных и монтажных работ необходимо учитывать специфику выполняемых операций, условия, в которых будет работать канат, температуру окружающего воздуха, его химическую активность и некоторые другие факторы. Так,
нежесткие канаты с числом проволок в пряди 36 или 61 следует применять для строповки оборудования, когда предстоит соединение ветвей стропа на узлах, а также для полиспастов и лебедок, где при работе он неоднократно изгибается в противоположных направлениях. Для расчалок, различного рода тяг и подвесок рекомендуют канаты более жесткой конструкции с числом проволок в пряди 19.
Стальные канаты менее трудоёмки в изготовлении, имеют высокую несущую способность, сглаживают динамические нагрузки и обладают высокой надежностью, т. к. разрушение происходит не внезапно, как у цепей, а число оборванных проволок возрастает постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и выбраковывать его задолго до обрыва.
При монтажных и такелажных работах для подъема, перемещения, соединения и увязки горно-шахтного оборудования применяют также стальные цепи и цепи скребковых конвейеров (сварные, калиброванные). Стальные цепи нашли широкое применение как индивидуальные грузовые стропы.
Преимуществами стальных цепей в сравнении со стальными канатами являются их высокая гибкость, простота конструкции, технологичность и способность огибать острые грани без применения прокладок. Существенными недостатками являются большая масса, возможность внезапного срыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи быстрее выходят из строя при динамических нагрузках, а дефекты звеньев цепи труднее обнаружить.
Съемные грузозахватные приспособления предназначены для строповки, обвязки, зацепки оборудования для подъема, перемещения и опускания его в процессе выполнения погрузочно- разгрузочных, монтажных, такелажных и других работ. В зависимости от назначения, геометрических размеров, массы груза и условий производства используются стропы, траверсы, клещи, захваты и т. п. В подземных условиях наибольшее распространение получили канатные и цепные стропы.
По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (ЗСК), четырехветвевые (4СК), кольцевые (СКК), петлевые (СКП); цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (ЗСЦ), четырехветвевые
(4СЦ); универсальные (УСЦ).
Простые стропы (СК, СЦ) применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рым-болты и т. д.), универсальные - для строповки грузов обвязкой. Одноветвевой строп с крюком или другим захватным органом обычно применяют для захвата и транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями, проушинами, скобами и т. п. Многоветвевые стропы применяют для подъема и транспортировки оборудования, имеющего две, три или четыре точки крепления. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.
Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т. п.).
Цепные стропы изготавливаются из цепей, выполненных из калиброванных и некалиброванных прутков. Прутки предварительно испытываются на разрыв, изгиб в холодном и горячем состоянии, пробивку отверстий и свариваемость. При изготовлении цепных стропов на их концах заделывают овальные звенья или устанавливают крюк.
Браковка канатов, цепей и стропов производится в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Важнейшими условиями повышения эффективности и безопасности монтажно-демонтажных работ является механизация операций разгрузки, погрузки, транспортирования, установки и разборки участкового оборудования, а также правильный выбор средств для реализации этих операций. Меры по обеспечению безопасности при выполнению монтажно- демонтажных операций приведены в разделе 7.2.
Для размещения оборудования поступающего с заводов- изготовителей, а также вывезенного из шахты для отправки в капитальный ремонт на поверхности рудника имеются специальные площадки. Они имеют рельсовые и автотранспортные подъездные пути, а работы по погрузке, разгрузке, сборке и разборке оборудования выполняются с помощью кранов мостового типа, автокранов и автопогрузчиков. Помимо рассмотренного оборудования для механизации монтажно-демонтажных работ могут использоваться различные устройства и приспособления изготавливаемые непосредственно на рудниках.