2.3. СПОСОБЫ ПРИВЕДЕНИЯ В БЕЗОПАСНОЕ СОСТОЯНИЕ КРОВЛИ И СТЕНОК ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК.

Главная     Учебники Горное дело     Проходческо-очистные комбайновые комплексы калийных комплексов книга 1 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..


 

2.3. СПОСОБЫ ПРИВЕДЕНИЯ В БЕЗОПАСНОЕ СОСТОЯНИЕ КРОВЛИ И СТЕНОК ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК.


Основным условием безопасного состояния горных выработок является точное соблюдение паспорта проходки и управления кровлей, составляемого на все выработки с учетом конкретных горно-геологических условий.

 

 

 

Рис. 2.5 Технологическая схема выемки пласта Красный II с применением комбайнов «Урал-10 КС» при пластовой подготовке:
а — план части при оставлении в камерном блоке технологического целика; б —то же, но двух технологических целиков; в - продольный разрез но оси камеры; г - поперечный разрез по камерному блоку при одном технологическом целике; д— то же, при двух технологических целиках; 1 — комбайн «Урал-10-КС»; 2 бункер-перегружатель БП-14А;   3 — самоходный вагон 5ВС-15М; 4 — скребковый конвейер СП-301

 

 

 

В большинстве случаев горные выработки калийных рудников не нуждаются в сплошном креплении анкерной крепью (см, раздел 1.4).
Паспорта управления кровлей для комбайновых выработок предусматривают установку анкерной крепи только в зонах локальных нарушений. Фрагмент такого паспорта приведен на рис.2.7. Однако, необходимость установки дополнительных анкерных штанг может возникнуть после профилактического осмотра горной выработки, проводимого машинистом комбайна или бригадиром в обязательном порядке в начале каждой смены.
В ходе осмотра производится оборка отслоений породы со стенок и кровли выработки. Для оборки используется так называемая ширма (штанга с заостренным наконечником) длиной не менее 2 м. Оборка выполняется при необходимости согласованными действиями двух людей (т.е. двумя ширмами). Оборку можно производить только с безопасного места и с прочного основания, не подвергая при этом опасности других людей, которые могут оказаться в зоне оборки.
При невозможности удалить отслоения породы самому, машинист комбайна обязан удалить людей, оградить опасное место путем выставления предупредительных знаков (надписей) и доложить горному мастеру.
После оборки кровли можно приступить к установке анкерной крепи в соответствии с паспортом управления кровлей. Крепление должно производиться не менее чем двумя рабочими, ознакомленными с паспортом крепления под роспись.
Бурение шпуров под анкерную крепь должно выполняться исправным электросверлом вручную или при помощи переносной (самоходной) буровой установки. Проверка электросверла производится вхолостую, т.е. без нагрузки. При бурении шпуров следует соблюдать правила безопасности: не браться руками за вращающийся бур, не работать в рукавицах при забуривании и т.д. Бурение шпуров, как и оборка кровли, производится с безопасного места выработки PI только с устойчивого основания - прочных деревянных подставок, разборных лесов, кузова самоходного вагона, заполненного на 0,5 емкости (вагон должен быть заторможен, маслонасос - выключен). При этом в опасной зоне не должно быть посторонних людей. Штанги должны устанавливаться сразу же после бурения шпура. Затяжка гаек штанг осуществляется после каждой установки анкера с помощью ключа с длиной рукояти не менее 0,8 м и усилием не менее 15 кг.

 

 

 

 

 

 

Установка штанг допускается с прочных устойчивых деревянных или металлических лестниц-стремянок.
Если в процессе бурения и крепления возникает опасность (отслоение части кровли, газовыделение из шпура и т.д.), следует прекратить работу и сообщить об этом горному мастеру. Места установки деревянной крепи (стоек, костров), не предусмотренной паспортом, определяются лицом технадзора.
Бурение мелких и глубоких профилактических дегазационных шпуров в рабочих зонах, отнесенных к опасным по ГДЯ, производится по специальному паспорту.
Бурение глубоких шпуров осуществляется дистанционно при нахождении людей не ближе 5 м от места бурения. Отставание дегазационных шпуров от забоя должно быть минимальным и определяется конструктивными особенностями проходческо- очистных комбайнов и технологией работ.