ВОДЯНОЙ НАСОС И ВЕНТИЛЯТОР ДВИГАТЕЛЕЙ А-01,
А-01М и А-41
В двигателях А-01 и А-41 водяной насос и вентилятор объединены в один
узел, расположенный на передней стенке блока цилиндров. Водяной насос —
центробежного типа. Детали водяного насоса размещены в литом чугунном
корпусе 11 (рис. 28), который фланцем крепят к обработанной передней
стенке блока цилиндров. Стык между корпусом водяного насоса и блоком
цилиндра уплотняют паронитовой прокладкой. В корпусе установлены
подшипники качения 8 и 12, на которых вращается валик 10 водяного
насоса. Передняя опора валика (со стороны вентилятора) установлена на
сдвоенных подшипниках № 305 для повышения надежности узла. От осевого
перемещения валик фиксируют сто-цорным кольцом 7, установленным в
корпусе водяного насоса между передним подшипником и сальником 6. Для
уплотнения масляной полости подшипников в корпусе насоса установлены два
самоподжимных каркасных сальника 6 и 13 (манжеты). Полость подшипников
заполняют консистентной смазкой через масленку шприцем до появления
смазки из контрольного отверстия.
На заднем конце валика напрессована на лыске крыльчатка 15, отлитая из
чугуна. Конец валика, входящий в водяную полость, уплотняют при помощи
торцового сальника, состоящего из резиновой манжеты, и уплотнительной
металлографитовой шайбы 21. Выступы — шипы уплотнительной шайбы входят в
пазы крыльчатки, и, таким образом, при вращении крыльчатки
уплотнительная шайба вращается вместе с ней, прижимаясь ко втулке
корпуса водяного насоса. Сальник с уплотнительной шайбой при сборке
удерживается в крыльчатке стопорным кольцом 22.
Вода, просочившаяся через уплотнение, сливается
через дренажное отверстие в корпусе водяного насоса.
На переднем конце валика напрессована втулка 5 переднего сальника и
ступица приводного шкива 4, сидящего на шпонке 1 и затянутого корончатой
гайкой 3. На шкиве водяного насоса имеются центрирующий поясок и четыре
крепежных отверстия для установки и крепления вентилятора.
Шесть лопастей вентилятора приклепаны заклепками к крестовине.
Вентилятор, шкив и крыльчатка водяного насоса статически сбалансированы.
Передаточное отношение от коленчатого вала к валику водяного насоса для
двигателя А-41—1 :1,035, для двигателя А-01—1 :1,2.
Ремень, приводящий в действие водяной насос и вентилятор, натягивают
устройством, состоящим из кронштейна с осью, ролика и болта,
регулирующего натяжение. Ролик натяжного устройства вращается на
шарикоподшипниках, которые смазывают консистентной смазкой через
масленку.
На двигателях старого выпуска, где был установлен генератор Г-214А
постоянного тока, ремень привода вентилятора натягивали шкивом
генератора.