ВОДЯНОЙ НАСОС И ВЕНТИЛЯТОР ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  Главная      Учебники - Двигатели     Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

ВОДЯНОЙ НАСОС И ВЕНТИЛЯТОР ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

 

 


В двигателях А-01 и А-41 водяной насос и вентилятор объединены в один узел, расположенный на передней стенке блока цилиндров. Водяной насос — центробежного типа. Детали водяного насоса размещены в литом чугунном корпусе 11 (рис. 28), который фланцем крепят к обработанной передней стенке блока цилиндров. Стык между корпусом водяного насоса и блоком цилиндра уплотняют паронитовой прокладкой. В корпусе установлены подшипники качения 8 и 12, на которых вращается валик 10 водяного насоса. Передняя опора валика (со стороны вентилятора) установлена на сдвоенных подшипниках № 305 для повышения надежности узла. От осевого перемещения валик фиксируют сто-цорным кольцом 7, установленным в корпусе водяного насоса между передним подшипником и сальником 6. Для уплотнения масляной полости подшипников в корпусе насоса установлены два самоподжимных каркасных сальника 6 и 13 (манжеты). Полость подшипников заполняют консистентной смазкой через масленку шприцем до появления смазки из контрольного отверстия.

На заднем конце валика напрессована на лыске крыльчатка 15, отлитая из чугуна. Конец валика, входящий в водяную полость, уплотняют при помощи торцового сальника, состоящего из резиновой манжеты, и уплотнительной металлографитовой шайбы 21. Выступы — шипы уплотнительной шайбы входят в пазы крыльчатки, и, таким образом, при вращении крыльчатки уплотнительная шайба вращается вместе с ней, прижимаясь ко втулке корпуса водяного насоса. Сальник с уплотнительной шайбой при сборке удерживается в крыльчатке стопорным кольцом 22.

Вода, просочившаяся через уплотнение, сливается через дренажное отверстие в корпусе водяного насоса.

На переднем конце валика напрессована втулка 5 переднего сальника и ступица приводного шкива 4, сидящего на шпонке 1 и затянутого корончатой гайкой 3. На шкиве водяного насоса имеются центрирующий поясок и четыре крепежных отверстия для установки и крепления вентилятора.

Шесть лопастей вентилятора приклепаны заклепками к крестовине. Вентилятор, шкив и крыльчатка водяного насоса статически сбалансированы.

Передаточное отношение от коленчатого вала к валику водяного насоса для двигателя А-41—1 :1,035, для двигателя А-01—1 :1,2.

Ремень, приводящий в действие водяной насос и вентилятор, натягивают устройством, состоящим из кронштейна с осью, ролика и болта, регулирующего натяжение. Ролик натяжного устройства вращается на шарикоподшипниках, которые смазывают консистентной смазкой через масленку.

На двигателях старого выпуска, где был установлен генератор Г-214А постоянного тока, ремень привода вентилятора натягивали шкивом генератора.

 

 

 

 

Рис. 28. Водяной насос:
1 — сегментная шпонка; 2 — шплинт; 3 — корончатая гайка; 4 — шкив вентилятора: 5 — втулка; 6 и 13 — самоподжимные каркасные сальники; 7 и 22 — стопорные кольца; 8 и 12 — шарикоподшипники; 9 — дистанционное кольцо; 10 — валик водяного насоса; 11— корпус; 14 — опорная втулка; 15 — крыльчатка; 16 — шайба; 17 — пружинная шайба; 18 — болт; 19 — резиновая манжета; 20 — пружина; 21 — уплотнительная шайба; 23 — дренажное отверстие.

 

 

 

 

 

 

Рис. 29. Съемник для
снятия крыльчатки водяного насоса:
1 — валик водяного насоса;
2 — корпус; 3 — крыльчатка; 4 — лапка; 5 — ось; 6 — вороток; 7 — шплинт; 8 — резиновое кольцо; 9 — траверса;
10 — винт,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..