Вкладыши двигателей А-01, А-01М и А-41

  Главная      Учебники - Двигатели     Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

 

 

Вкладыши двигателей А-01, А-01М и А-41

 

Вкладыши необходимо устанавливать только комплектно. Некоторые вкладыши (коренные и шатунные) в зоне уса с внутренней стороны могут быть помечены стойкой краской зеленого или красного цвета. Сочетать нужно только такие вкладыши, один из которых помечен красной, а другой — зеленой краской. Если краски на вкладышах нет, то их не спаривают. На боковых поверхностях вкладышей выдавлено обозначение номинала (стандарта) для соответствующего производственного или ремонтного размера шеек коленчатого вала.

Производственные и ремонтные размеры шеек коленчатого вала и вкладышей и их обозначения приведены в таблице 2.

 

 

 

Шатун двигателей А-01, А-01М и А-41

 

Шатун 5 (рис. 13) выштампован из стали 40Х, стержень — двутаврового сечения. Плоскость разъема нижней головки шатуна сделана под углом 55° к оси стержня, головку шатуна соединяют по разъему при помощи треугольных шлицов. Крышку 10 крепят к шатуну двумя болтами 8 и 9, которые ввертывают в тело шатуна. Длинный болт 8 является призонным, он при помощи цилиндрического пояска фиксирует крышку от поперечных перемещений относительно шатуна. Шатунные болты следует затягивать, начиная с длинного болта, момент затяжки обоих болтов 16—18 кГм.
 

 

 

Шатунные болты контрят стопорными шайбами 7 толщиной 1,5 мм, изготовленными из стали 20. После затяжки болтов усы шайбы отгибают на грани головки болтов. При сборке на шлицах и поверхности резьбы не должно быть грязи, стружки, забоин, заусенцев. После затяжки диаметр постели под вкладыш должен быть равен 93+0,031 мм.

В верхнем отверстии шатуна запрессована бронзовая втулка с расточкой под палецдиаметром 50 мм. Натяг втулки в отверстии шатуна должен находиться в пределах 0,06—0,15 мм.

Для смазки поршневого пальца от шатунного подшипника вдоль всего стержня шатуна просверлено отверстие, выходящее в канавку втулки.

Перед сборкой шатуны комплектуют в весовые группы. В каждом моторокомплекте вес шатунов не должен отличаться более чем на 17 г. Вес шатуна наносят на торцовых поверхностях бобышки верхней головки шатуна.

 

 

Рис. 13. Поршень с шатуном:
1 — поршневое компрессионное верхнее кольцо; 2 — поршневые кольца; 3 — стопорное кольцо; 4 — поршневой палец; 5 — шатун; 6 —вкладыши нижней головки шатуна; 7 — стопорная шайба;
8 — длинный болт крышки шатуна; 0 — короткий болт крышки шатуна; 10— крышка шатуна; 11 — втулка шатуна; 12 — поршневое маслосъемное кольцо; 13 — поршень.

 

 

 

 

Поршень

 

Поршень 13 изготовлен из специального алюминиевого сплава, имеющего пониженный коэффициент теплового расширения. Это позволило обеспечить сравнительно небольшой монтажный зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндров (в пределах 0,17—0,235 мм в плоскости, перпендикулярной оси расточек под поршневой палец). В сочетании же со сложной геометрической (эллипсно-конусной) формой поршень хорошо сопрягается с поверхностью зеркала гильзы.

Для улучшения приработки юбка поршня покрыта слоем олова толщиной 0,003—0,006 мм.

В днище поршня расположена камера сгорания, смещенная относительно оси поршня на 5 мм.

С внутренней стороны стенки поршня снабжены ребрами для жесткости и более интенсивного охлаждения.

В поршне сделано пять канавок под поршневые кольца. Три верхних канавки — под компрессионные кольца, две нижних — под маслосъемные.

Для предотвращения залегания и создания большей подвижности компрессионных колец три верхних канавки в сечении имеют форму прямоугольной трапеции.

Отверстия в бобышках поршня под поршневой палец обработаны под диаметр 50 мм, а поверхность их упрочнена методом раскатки.

Вес поршня 2780± 10 г достигают подгонкой, снимая металл с внутренней нижней части юбки.

 

 

 

Поршневой палец

 

 

Поршневой палец 4 — пустотелый, плавающего типа, изготовлен из стали 12ХНЗА. Посадку пальца в поршне создают такую, чтобы при холодном двигателе был натяг, а в процессе работы, т. е. при нагреве двигателя, был небольшой зазор. Это и придает пальцу плавающую посадку, при которой обеспечивается поворот и равномерный износ пальца.

Наружная поверхность пальца цементирована на глубину 1—1,4 мм и закалена до твердости HRC 56—65.

Предохраняют палец от осевого смещения и задиров поверхности гильзы цилиндров плоские стопорные кольца, установленные с торцов отверстий в бобышках поршня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..