МЕХАНИЗМ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  Главная      Учебники - Двигатели     Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 



МЕХАНИЗМ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41



Во время работы двигателя при вращении масс коленчатого вала, шатуна и движении деталей поршневой группы возникают центробежные силы, постоянные по величине, но переменные по направлению, и

инерционные силы, переменные по величине, но постоянные по направлению.

Из числа последних приходится считаться с силами первого порядка, действующими с частотой, равной числу оборотов коленчатого вала в минуту, и силами второго порядка, действующими с частотой, равной удвоенному числу оборотов. Силами более высоких порядков пренебрегают из-за их малой величины.

Все эти силы полностью уравновешены в шестицилиндровых двигателях при принятой схеме расположения кривошипов коленчатого вала («зеркальное» относительно оси симметрии и под углом 120° по углу поворота) и рядном расположении цилиндров. Особенностью двигателей А-41, как и всех рядных четырехцилиндровых двигателей, является то, что в них силы инерции второго порядка от возвратно-поступательно движущихся масс деталей поршневой группы остаются неуравновешенными.

За один оборот коленчатого вала они четырежды достигают максимальной величины и действуют в вертикальной плоскости. Величина неуравновешенной силы достигает 1500 кГ, что приводит к интенсивной вибрации двигателя.

Для устранения вибрации на двигателе А-41 и его модификациях применяют специальный механизм уравновешивания. Его крепят по оси двигателя к нижней плоскости блока двумя болтами 6 (рис. 18).

Механизм уравновешивания состоит из корпуса 3 и двух одинаковых грузов-шестерен 1, зацепляющихся между собой и поэтому вращающихся в противоположные стороны. Грузы-шестерни вращаются на роликоподшипниках 7, наружные обоймы которых запрессованы в отверстия корпуса. Один из грузов-шестерен зацепляется с зубчатым венцом, напрессованным на четвертую щеку коленчатого вала, тем самым грузы механизма уравновешивания приводятся во вращение. Вращаясь, дис-балансные грузы вызывают центробежные силы, горизонтальные составляющие которых взаимно уничтожаются, а сумма вертикальных составляющих в каждый момент времени противоположно направлена сумме сил инерции второго порядка и равна примерно 70% их величины. В результате действия механизма уравновешивания из максимальной свободной силы в 1500 кГ погашается 1000 кГ и остается неуравновешенной сила в 500 кГ, которая мало ощущается.

Модуль зубьев грузов-шестерен и зубчатого венца — 3,5 мм, число зубьев на грузах — 36, на зубчатом венце — 72. Таким образом, передаточное отношение между коленчатым валом и механизмом равно 2 и при числе оборотов первого 1750 в минуту число оборотов механизма уравновешивания составляет 3500 в минуту.

Боковой зазор в зацеплении зубьев между грузами в новом механизме не должен выходить за пределы 0,15—0,28 мм, а боковой зазор в зацеплении с зубчатым венцом коленчатого вала регулируют набором стальных прокладок 2 толщиной 0,15 мм, устанавливаемых между корпусом механизма и нижней плоскостью блока. Боковой зазор должен находиться в пределах 0,25—0,40 мм.

Грузы-шестерни изготовлены из стали 45Х и термообработаны до твердости не менее HRC 31—35. Цапфы груза-шестерни закалены до твердости HRC 48—56 на глубину 2—3 мм. Болты 6 крепления механизма уравновешивания к блоку цилиндров затягивают динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть 20—22 кГм.

Для ограничения перемещения наружной обоймы подшипников крепят на корпусе тремя болтами М8 пластины 8. Люфт грузов-шестерен в продольном направлении находится в пределах 0,27—1,19 мм.

Механизм уравновешивания устанавливают на двигателе по меткам, нанесенным на торцах зубьев грузов-шестерен и венца коленчатого вала. При этом в положении в.м.т. поршня первого цилиндра дисбаланс-ные грузы шестерен должны быть обращены вниз.

 

 

 

 

 

 

Рис. 18. Механизм уравновешивания:
а — схема сил, действующих в механизме уравновешивания; б — устройство механизма; 1— грузы-шестерни; 2 — регулировочная прокладка; 3 — корпус; 4 и 5 — шайбы;
6 и 11 — болты; 7 — роликоподшипник; 8 — пластина; 9 — планка; 10 — замковая шайба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..