ИМПУЛЬС НА ПАЛЕТЕ. ПОТЕРЯ ИМПУЛЬСА ЗА СЧЕТ
ЗАЗОРА ЭЛЛИПСА В ПАЗУ ВИЛКИ. ИМПУЛЬС НА ЗУБЕ
В этот момент не баланс действует на вилку, производя освобождение
спуска, а анкерное колесо — на вилку, сообщая ей толчок— импульс.
Под действием этого импульса вилка быстро поворачивается, сторона паза 2
(фиг. 53) ударяет по эллипсу и передает импульс балансу.
При этом следует учесть два обстоятельства:
1) при освобождении вилки эллипс действует на одну
сторону паза; передает импульс эллипсу противоположная сторона паза;
2) эллипс в пазу вилки имеет зазор.
Следовательно, для того, чтобы вилка начала передавать
импульс балансу, необходимо, чтобы палета не только освободилась из-под
зуба колеса, но чтобы хвост вилки начал двигаться быстрее, чем эллипс, и
противоположная стенка паза 2 (фиг. 53) догнала эллипс. При этом
произойдет потеря части импульса, который должен быть передан зубом
палете. Эта потеря импульса тем больше, чем больше зазор эллипса в пазу
вилки. Данная потеря крайне нежелательна. При сборке спуска необходимо
тщательно следить за тем, чтобы зазор эллипса в пазу был минимальным.
Опыт показывает, что зазор эллипса в пазу должен быть порядка 0,015—0,02
мм.
Проверим на часовом механизме или на действующей модели эту потерю
импульса. Остановим баланс, когда он проходит дополнительно дугу: Вилка
находится в покое. Слегка придерживая баланс, за обод, будем медленно
поворачивать его к положению равновесия. Когда баланс начнет освобождать
вилку, это искусственное вращение баланса еще более замедлим;
одновременно будем смотреть в лупу за движением острия зуба по плоскости
покоя палеты. В момент, когда острие зуба покинет плоскость покоя палеты
и перейдет на плоскость импульса, задержим баланс. Несмотря на это,
острие зуба скользнет по плоскости импульса палеты на расстояние,
которое зависит от зазора эллипса в пазу, и остановится на плоскости
импульса.
Можно убедиться в том, что имеющаяся потеря импульса характеризуется
примерно 1/5—1/6 частью длины плоскости импульса палеты.
Данное испытание наглядно показывает наличие потери импульса и может
служить средством проверки величины зазора эллипса в пазу вилки в
собранном часовом механизме.
Применяемый многими часовщиками способ определения зазора эллипса в пазу
вилки «наощупь» путем покачивания вилки около эллипса неподвижно
установленного в положение равновесия, менее точен и к тому же требует
большого навыка.
После прохождения колесом и вилкой углов, соответствующих потере
импульса, начинается передача импульса балансу. При этом острие зуба
колеса скользит по плоско-сти импульса палеты, поворачивая вилку,
которая стенкой паза передает импульс через эллипс балансу.
Напомним, что заднее ребро палеты слегка притуплено.
Если притупление слишком велико, то это также
приведет к потере импульса. Из фиг. 54 видно, что без закругления
импульс будет происходить на углу D, а при
закруглении — на меньшем углу С
После того как острие зуба колеса пройдет всю
плоскость палеты, пятка палеты будет скользить по плоскости импульса
зуба колеса (фиг. 55) и вилка будет продолжать передачу импульса
балансу.
Фиг. 54. Потеря импульса при чрезмерном
скруглении заднего ребра палеты.