ИМПУЛЬС НА ПАЛЕТЕ. ПОТЕРЯ ИМПУЛЬСА ЗА СЧЕТ ЗАЗОРА ЭЛЛИПСА В ПАЗУ ВИЛКИ. ИМПУЛЬС НА ЗУБЕ

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Анкерный спуск. Описание конструкции и сборки (Беляев В.Н.) - 1951 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ЧАСЫ «ПОБЕДА», «ЗВЕЗДА», «САЛЮТ»

 

ИМПУЛЬС НА ПАЛЕТЕ. ПОТЕРЯ ИМПУЛЬСА ЗА СЧЕТ ЗАЗОРА ЭЛЛИПСА В ПАЗУ ВИЛКИ. ИМПУЛЬС НА ЗУБЕ

 

 


В этот момент не баланс действует на вилку, производя освобождение спуска, а анкерное колесо — на вилку, сообщая ей толчок— импульс.

Под действием этого импульса вилка быстро поворачивается, сторона паза 2 (фиг. 53) ударяет по эллипсу и передает импульс балансу.

При этом следует учесть два обстоятельства:

1) при освобождении вилки эллипс действует на одну сторону паза; передает импульс эллипсу противоположная сторона паза;

2) эллипс в пазу вилки имеет зазор.

Следовательно, для того, чтобы вилка начала передавать

импульс балансу, необходимо, чтобы палета не только освободилась из-под зуба колеса, но чтобы хвост вилки начал двигаться быстрее, чем эллипс, и противоположная стенка паза 2 (фиг. 53) догнала эллипс. При этом произойдет потеря части импульса, который должен быть передан зубом палете. Эта потеря импульса тем больше, чем больше зазор эллипса в пазу вилки. Данная потеря крайне нежелательна. При сборке спуска необходимо тщательно следить за тем, чтобы зазор эллипса в пазу был минимальным. Опыт показывает, что зазор эллипса в пазу должен быть порядка 0,015—0,02 мм.

Проверим на часовом механизме или на действующей модели эту потерю импульса. Остановим баланс, когда он проходит дополнительно дугу: Вилка находится в покое. Слегка придерживая баланс, за обод, будем медленно поворачивать его к положению равновесия. Когда баланс начнет освобождать вилку, это искусственное вращение баланса еще более замедлим; одновременно будем смотреть в лупу за движением острия зуба по плоскости покоя палеты. В момент, когда острие зуба покинет плоскость покоя палеты и перейдет на плоскость импульса, задержим баланс. Несмотря на это, острие зуба скользнет по плоскости импульса палеты на расстояние, которое зависит от зазора эллипса в пазу, и остановится на плоскости импульса.

Можно убедиться в том, что имеющаяся потеря импульса характеризуется примерно 1/5—1/6 частью длины плоскости импульса палеты.

Данное испытание наглядно показывает наличие потери импульса и может служить средством проверки величины зазора эллипса в пазу вилки в собранном часовом механизме.

Применяемый многими часовщиками способ определения зазора эллипса в пазу вилки «наощупь» путем покачивания вилки около эллипса неподвижно установленного в положение равновесия, менее точен и к тому же требует большого навыка.

После прохождения колесом и вилкой углов, соответствующих потере импульса, начинается передача импульса балансу. При этом острие зуба колеса скользит по плоско-сти импульса палеты, поворачивая вилку, которая стенкой паза передает импульс через эллипс балансу.

Напомним, что заднее ребро палеты слегка притуплено.

Если притупление слишком велико, то это также приведет к потере импульса. Из фиг. 54 видно, что без закругления

импульс будет происходить на углу D, а при закруглении — на меньшем углу С

 

 

После того как острие зуба колеса пройдет всю плоскость палеты, пятка палеты будет скользить по плоскости импульса зуба колеса (фиг. 55) и вилка будет продолжать передачу импульса балансу.

 

 

 

 

Фиг. 54. Потеря импульса при чрезмерном скруглении заднего ребра палеты.

 

 

 

 

 

 


Фиг. 55. Передача импульса на зубе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..