РАЗБОРКА НАСТЕННЫХ ЧАСОВ БЕЗ БОЯ

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Чистка часов (Б.М. Гапеев, С.Е. Крепс, П.Д. Сурин) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

РАЗБОРКА НАСТЕННЫХ ЧАСОВ БЕЗ БОЯ



Перед разборкой часов необходимо сделать разборную карту (рис. 42).

При разборке механизма часов следует делать метки острием конца трехгранного напильника на платине против снимаемого колеса и на колесе со стороны платины, чтобы при сборке механизма знать, какой сторонкой ставить колесо.

Разборку настенных часов начинают со снятия маятника. Чтобы при этом не согнуть пружинный подвес, надо снимать маятник правой рукой, а левой поддерживать погон.

Затем вынимают механизм из корпуса. Для этого отвертывают два винта и тянут механизм на себя. Маятник кладут в корпус часов.

После этого снимают погон 1 с механизма (рис. 43).

Для этого кусачками вынимают штифт из кронштейна и освобождают пружинный подвес. Погон и штифт кладут на клетку а.

Далее снимают стрелки. Для этого на оси центрального колеса отвертывают гайку, крепящую стрелки. Минутную

 

стрелку можно снимать кусачками или при помощи двух отверток (их вставляют между минутной и часовой стрелками и, вибрируя вверх и вниз, снимают стрелку).

Часовую стрелку снимают таким же образом. При снятии часовой стрелки следует на циферблат под кусачки или отвертки подложить замшу или плотную бумагу.

Сняв стрелки, вынимают плоскогубцами или кусачками штифты из ножек циферблата и снимают его. Циферблат кла-дут на стол в сторону вниз лицевой стороной, а на него-— стрелки, гайки и штифты.

Затем снимают полочку с механизма. Для этого отвертывают два установочных винта. Перед снятием полочки рекомендуется сделать риску на полочке вокруг шайбы винта для облегчения сборки часов. Полочку и винты кладут на циферблат.

Когда полочка с механизма снята, спускают заводную пружину. Для этого на заводной вал устанавливают ключ и, поворачивая правой рукой ключ на один оборот, левой отводят собачку от храпового колеса. Так проделывают несколько циклов, пока полностью не будет спущена пружина.

Далее приступают к разборке механизма. Снимают мостик 3 (см. рис. 43) и вынимают якорь с вилкой 2, Чтобы точно

установить мостик на старое место и сохранить без изменения расстояние между зубьями ходового колеса и скобкой вилки, следует сделать риску вокруг мостика.

Затем отвертывают две гайки 5, снимают мостик с вилкой и кладут на клетку б.

 

 

 

 

Рис. 42. Разборная карта для настенных часов без боя:
а — погоны (подвес); б — вилка и мост; в~ часовое колесо; г — вексельное колесо и замковая шайба; д — минутная трибка; е — мост заводного колеса; ж — заводное колесо; з — ходовое колесо; и — промежуточное колесо; к — добавочное колесо;
л — центральное колесо

 

 

 

 

 

 

Рис. 43. Задняя платина механизма:

1-погон (подвес); 2— вилка; 3 — мост вилки; 4 — штифт; 5 — гайки; 6-мост заводного колеса; 7- задняя платина; 8 — заводная пружина; 9 — заводное колесо

 

 

 

 

 

 

Рис. 44. Механизм в собранном виде:
1 — часовое колесо; 2 — минутная трибка; 3 — вексельное колесо; 4 — замковая шайба; 5 - подциферблатная платина

 

 

 

 

 

 

После этого разбирают стрелочную колесную передачу (рис. 44):

 

а) снимают замковую шайбу 4 с оси вексельного колеса 3

и кладут на клетку г;

б) снимают часовое колесо 1 и кладут на клетку в;

в) снимают вексельное колесо 3 и кладут на клетку г;

г) снимают минутную трибку 2 и кладут на клетку д.

Продолжая разборку, отвертывают гайки 5 с колонок (см.

рис. 43) и снимают мост заводного колеса 6; его нужно положить на клетку е.

Затем снимают заднюю платину 7 вместе с заводной пружиной 8 и заводным колесом 9.

С платины (рис. 45) снимают заводное колесо. Для этого

его поворачивают по часовой стрелке, чтобы крючок вала вышел из отверстия внутреннего конца пружины.

Снимать заводное колесо нужно осторожно, не допуская выхода пружины из гнезда. Произвольный выход несколько внутренних витков пружины может привести к тому, что мгновенно выскочит вся пружина; это опасно для работающего. Заводное колесо надо положить на клетку ж.

 

 

 

 

 

 

Рис. 45. Задняя платила с заводным колесом:
1 — задняя платина; 2 — заводное колесо; 3 — храповое колесо; 4 — собачка; 5 — пружинка собачки

 

 

 

 

 

 

Рис. 46. Колесная передача механизма:
1 — ходовое колесо; 2 — промежуточное колесо; 3—добавочное колесо; 4 — центральное колесо; 5 — стойки (колонки)

 

 

 

 

 

 

Если заводная пружина не загрязнена, снимать ее не следует. Если же загрязнена, ее снимают, осторожно вынимают, чтобы она не получила воронкообразную форму, что может отразиться на работе часов. Вынимать пружину нужно с внутреннего конца виток за витком правой рукой, а левой поддерживать, не допуская мгновенного выскакивания ее из своего гнезда.

Платину и пружину кладут на стол в сторону.

Далее приступают к разборке колесной передачи механизма (рис. 46). Для этого снимают последовательно:

а) ходовое колесо 1;

б) промежуточное колесо 2;

в) добавочное колесо 3;

г) центральное колесо 4 и соответственно кладут на клетки
з, и, к, л.

На этом разборка часов заканчивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..