Стартер СТ-15 автобуса ЗИС-155

  Главная      Автомобили - ЗИС     Автобус ЗИС-155. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1952 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

Стартер СТ-15 автобуса ЗИС-155

Стартер СТ-15 представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянною тока сериесною возбуждения.

Для осуществления зацепления шестерни стартера с зубчатым венцом маховика стартер имеет принудительно-механический привод с муфтой свободною хода и электромагнитным реле дистанционною включения. Направление вращения стартера (если смотреть со стороны привода) — правое.





Основные параметры технической характеристики стартера при температуре 20° С


Мощность в л. с........................................1,8

Напряжение в з........................12

Холостой ход

Потребляемый ток в а не более........................80

Напряжение в в........................................12

Обороты якоря в минуту не менее......................4500

Полное торможение

Тормозной момент в кгм не менее................2,6

Потребляемый ток в а не более......................600

Напряжение вв.....................8

Напряжение включения вспомогательного реле в в . . . 6—7,6

Напряжение выключения вспомогательного реле вв.. 3—5,5 Крутящий момент в кгм не менее......................2



Стартер закреплен двумя болтами с левой стороны картера маховика двигателя. Устройство стартера показано на фиг. 120. Якорь 20 вращается между четырьмя полюсными башмаками 21 в стальном корпусе 22 стартера, закрытом со стороны коллектора крышкой 1. Подшипниками вала якоря служат три бронзово-графитовые втулки 2. На передней крышке 1 установлены четыре

щетки, прижимаемые к коллектору пружинами. Две щетки соединены с «массой» на передней крышке, а две другие соединены (через обмотки полюсов) с изолированной клеммой 3, находящейся на корпусе стартера. Клемма 3 соединена с клеммой 4 тягового реле, ко второй клемме которого присоединен провод от аккумуляторной батареи. На фиг. 121 показана электрическая схема включения стартера (обозначения позиций, одинаковые с фиг. 120).

 

 

 

Фиг. 120. Стартер:
1 — передняя крышка корпуса; 2 — втулка; 3 — изолированная клемма; 4 — клемма тягового реле; 5 — контактная шайба; 6— клеммы вспомогательного реле; 7 — обмотка вспомогательного реле; 8 — сердечник тягового реле; 9 — стержень; 10 — якорь тягового реле; 11 — шарнир серьги; 12— рычаг привода; 13 — пружинный толкатель; 14 — ведомая втулка муфты; 15 — ролик; 16 — шестерня; 17 — ведущая втулка муфты; 18 — буферная пружина; 19 — муфта включения; 20 — якорь;
21 — башмак полюса; 22 — корпус.

 

 

 

 

Фиг. 121. Электрическая схема включения стартера (обозначения см. в подписи к фиг. 120):
23 — удерживающая обмотка тягового реле; 24 — втягивающая обмотка тягового реле; 25 — пружина; 26 — контакты; 21 — кнопка
включения стартера.

 

 

 

На заднем конце вала стартера установлен механизм привода, состоящий из двух втулок: ведущей 17, имеющей внутренние шлицы, которые позволяют втулке перемещаться по шлицам вала якоря, и ведомой 14, составляющей одно целое с шестерней 16.

Для обеспечения включения торцы зубьев шестерни стартера закруглены, а торцы зубьев венца маховика скошены. Для смягчения удара зубьев шестерни о зубья венца маховика служит буферная пружина. Концы втулок 14 и 17 образуют внутреннюю и внешнюю обоймы роликовой муфты свободною хода. На внутренней обойме муфты имеются четыре клинообразных выреза, в которых находятся ролики 15 и толкатели 13.

При вращении вала стартера вращается ведущая втулка 17, ролики затягиваются в узкую часть вырезов и заклинивают муфту,

чему помогают и пружинные толкатели 13. После пуска двигателя ролики под воздействием пружинных толкателей 13 отходят в широкую часть вырезов и освобождают шестерню 16 от вала стартера.

Таким образом, муфта свободного хода передает усилие только от якоря к шестерне и проскальзывает, когда шестерня вращается маховиком с большим числом оборотов, чем якорь стартера при холостом ходе. Такое устройство защищает якорь стартера от разноса. На ведущей втулке 17 находится муфта включения 19 ,и пружина 18. В вырезы муфты 19 входит вилка рычага 12t который качается на оси, закрепленной в верхнем приливе задней крышки стартера, и имеет сильную возвратную пружину, отводящую верхний конец рычага в первоначальное положение — вправо. Верхний конец рычага через овальное отверстие и шарнир 11 связан с якорем 10 электромагнита тягового реле.

 

 

Тяговое реле (фиг. 120 и 121) состоит из двух параллельно включенных обмоток — удерживающей 2$ (тонкой) и втягивающей 24 (толстой), сердечника 8 и якоря 10 электромагнита, стержня 9 контактной шайбы 5, контактов 26, двух наружных клемм 6 и клеммового зажима 4 стартера.

Обмотки 23 и 24 включаются вспомогательным реле, имеющим две наружные клеммы 4. Основное назначение вспомогательного реле—избежать большой силы тока во включателе стартера и выключать стартер после пуска двигателя.

Включение привода и замыкание цепи стартера производятся тяговым электромагнитным реле при помощи вспомогательного реле, которое установлено на корпусе стартера. Управление работой стартера дистанционное — от кнопки включателя стартера на щитке водителя.

Нажатием на кнопку 27 включателя стартера ток подается во вспомогательное реле, при замыкании контактов которого поступает в обмотки тягового электромагнита, якорь 10 притягивается к сердечнику 8 и через рычаг 12 и муфту 19 передвигает шестерню 16 вправо, вводя ее в зацепление с венцом маховика. Одновременно якорь электромагнита толкает стержень 9 и, сжимая пружину 25, передвигает контактную шайбу 5 влево. При этом контакты 26 замкнутся на прямую и включат стартер после того, как шестерня включения войдет в зацепление с венцом маховика.

Если при пуске зубья шестерни 16 упрутся в торцы зубьев венца маховика, то якорь 10 тягового реле будет все-таки втягиваться и сжатием буферной пружины 18 передвинет рычаг 12 и его вилку, контакты 26 замкнутся, якорь стартера начнет вращаться, сдвинет с упора зубья, и пружина 18 с силой введет шестерню в зацепление с венцом маховика.

Для осуществления автоматическою выключения стартера после пуска двигателя второй конец обмотки вспомогательною реле присоединен к клемме Я. Поэтому стартер будет выключен, даже если кнопка включателя стартера окажется замкнутой. Этим исклю-

чается также случайное включение стартера при работающем двигателе.

Когда генератор возбудится, по обмотке вспомогательного реле пойдут навстречу один другому два тока — от генератора и аккумуляторной батареи, — разность которых не превышает 2 в и недостаточна для удержания контактов вспомогательного реле в замкнутом состоянии; контакты разомкнутся и выключат стартер.

Если аккумуляторная батарея разряжена и ее ток не может провернуть стартер, шестерня последнею может оказаться в сцепленном положении с венцом маховика. В этом случае стартер будет включен и аккумуляторная батарея через него будет разряжаться.

Для исключения подобною явления на рычаге имеется овальное отверстие, позволяющее пружине 18 при разомкнутой кнопке включателя стартера отодвинуть якорь электромагнита тяювою реле вправо на длину овального отверстия. При этом стартер будет выключен, нажатие зубьев шестерни ослабнет и возвратная пружина оттянет рычаг и шестерню стартера в первоначальное положение.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..