Необходимо ежедневно проверять надежность присоединения проводов.
Через каждые 8000 км пробега нужно проверять работу реле-регулятора (не
снимая крышки) по регулировочным данным, приведенным выше.
Через каждые 24 000 км, сняв реле-регулятор, следует проверить состояние
контактов и в случае необходимости зачистить их.
Основные неисправности реле-регулятора следующие:
1. Малый зарядный ток. Для того чтобы проверить, действительно ли
неисправен реле-регулятор, нужно включить несколько потребителей тока и
если и при этом зарядный ток мал (или совсем отсутствует), система
неисправна. Причины могут быть следующие:
а) обрыв или плохой контакт в соединениях между генератором, регулятором
и батареей;
б) неисправен генератор;
в) неисправен реле-регулятор.
2. Большой зарядный ток. При полностью заряженной батарее большой
зарядный ток может быть в результате:
а) короткого замыкания в цепи возбуждения генератора;
б) неисправности регулятора.
Для проверки исправности цепи возбуждения нужно
отсоединить концы шунтовых обмоток генератора от клемм Ш регулятора.
Если при этом ток не меняется, следовательно, в цепи возбуждения
генератора возникло короткое замыкание, а если ток при этом упадет до
нуля, то неисправен регулятор.
3. Колебания зарядного тока и стук в регуляторе получаются вследствие:
а) неисправности регулятора;
б) загрязнения или замасливания коллектора генератора.
Ремонт реле-регулятора и его регулирование необходимо производить в
специальной мастерской. Снимать пломбу и вскрывать реле-регулятор в
эксплуатационных условиях не рекомендуется. Только в случае крайней
необходимости регулирования какого-либо элемента реле-регулятора без
снятия его с автобуса следует снять крышку и отрегулировать.
При этом нужно проверить:
а) исправность всех деталей по внешнему виду, и нет ли на них коррозии;
б) качество пайки и состояние контактов; при наличии нагара на контактах
следует аккуратно зачистить их надфилем или стеклянной шкуркой № 00;
в) зазоры реле-регулятора (щупом), предварительно отключив провод,
подающий ток от батареи, или разомкнув выключатель, установленный на
стенке кабины под капотом двигателя.
При обнаружении неправильного регулирования реле-регулятором напряжения
генератора проверить регулирование каждого регулятора напряжения в
отдельности. Регуляторы должны быть отрегулированы так, чтобы напряжение
начала работы одного отличалось от напряжения начала работы другого
регулятора на
0,3—0,5 е (во время проверки одного регулятора другой регулятор
отключается). После проведения указанных проверок нужно закрыть крышку и
проверить регулирование всего реле-регулятора по данным, приведенным
выше.
При проверках реле-регулятора непосредственно на автобусе необходимо
отключить у выключателя привод, идущий от клеммы Б реле-регулятора и
включить последовательно в цепь выключатель реле-регулятор и
параллельно— вольтметр.