Обслуживание аккумуляторной батареи автобуса ЗИС-155
Через каждую 1000 км пробега необходимо:
1. Протереть сухими концами поверхность батареи, удалив с нее пыль и
грязь.
Протереть крышки и мастику чистыми концами, смоченными в 10%-ном
растворе нашатырного спирта, для нейтрализации кислоты, находящейся на
поверхности батареи, после чего чистыми сухими концами вытереть крышки
досуха.
2. Очистить вентиляционные отверстия в крышках.
3. Проверить затяжку клемм батареи и провода на массу.
При появлении окиси на клеммах батареи и на наконечниках
проводов промыть их крепким раствором соды или горячей водой, после чего
слегка смазать вазелином.
4. Проверить уровень электролита: он должен быть выше края пластин на
10—12 мм.
Если эта высота меньше нормы, необходимо проверить плотность электролита
и в зависимости от результатов проверки долить дистиллированную воду или
электролит нужной плотности.
Зимой доливку воды следует производить непосредственно перед выездом
автобуса — после пуска двигателя.
5. Проверить плотность электролита. Плотность электролита измеряется
ареометром.
Сравнение полученных значений ареометра с данными табл. 15 позволяет
судить о степени зарядки аккумуляторной батареи. При этом необходимо
помнить, что в табл. 15 даны величины плотности электролита в
зависимости от времени года и климатических условий, приведенные к
температуре 15° С. Во всех случаях, когда измерения производятся при
других температурах, следует вводить поправку, равную 0,007 на каждые
10° С. Если температура при измерении выше 15° С, указанную поправку
следует прибавлять, а при температурах ниже 15° С — вычитать.
Таблица 15
Состояние
аккумуляторной батареи
Плотность
электролита
Зимой
Летом
Северные
районы
Центральные'
районы
Южные районы
Северные
районы
Центральные
районы
Южные районы
Полностью заряжена .
Разряжена на 50°/о •
Полностью
разряжена .
1,31
1,25
1,19
1,29
1,23
1,16
1,27
1,21
1,14
1,27
1,21
1,14
1,27
1,21
1,14
1,24
1,17
1,10
Если при измерении выяснится, что плотность
электролита понизилась во всех элементах батареи до значения,
соответствующего 50% разрядки, батарею необходимо снять и отправить в
зарядку. Если разница в плотностях электролита в каких-либо двух
элементах одной аккумуляторной батареи будет больше чем на 0,02,—
батарея неисправна.
С наступлением холодной погоды плотность электролита в аккумуляторной
батарее должна быть повышена в соответствии с данными табл. 15.
При невыполнении этого условия электролит в батарее может замерзнуть, в
результате чего будут разрушены пластины и банки элементов, то есть
батарея окончательно выйдет из строя.
В течение зимнего периода эксплуатации рекомендуется утеплять
аккумуляторную батарею, применяя для этой цели войлок.
6. Проверить нагрузочной вилкой напряжение на клеммах каждого элемента
батареи. У полностью заряженного элемента величина напряжения под
нагрузкой около 100 а должна быть не менее 1,7 в, при зарядке примерно
на 50% 1,5 в и при полной разрядке 1,3 в.
При проверке нагрузочную вилку не следует держать включенной более 5—6
сек. Во время проверки напряжения под нагрузкой пробки банок элементов
должны быть закрыты.
В случаях падения напряжения ниже 1,5 в или когда разность в показаниях
вольтметра нагрузочной вилки у разных элементов батареи превышает 0,1
в—батарея неисправна и должна быть отправлена на зарядку.
Через каждые 8000 км пробега, но не реже одного раза в месяц, независимо
от степени зарядки, аккумуляторную батарею необходимо снимать с автобуса
и отправлять для перезарядки.
Через каждые 24 000 км пробега необходимо производить полный контрольный
цикл заряд-разряда батареи.
Контрольно-тренировочный цикл заряд-разряда предохраняет аккумуляторную
батарею от возможного уплотнения неработающей части активной массы
пластин, позволяет проверить емкость батареи и по величине последней
судить о степени износа пластин.
Необходимость такой профилактической «тренировки» активной массы пластин
батареи вызывается тем, что в эксплуатации аккумуляторные батареи
разряжаются преимущественно частично и в химических реакциях, принимает
участие не все количество активной массы пластин. Поэтому с течением
времени неработающая активная масса пластин уплотняется и создается
значительное сопротивление проникновению электролита внутрь пластин.
Профилактическая работа должна проводиться на аккумуляторной станции,
она слагается из трех следующих операций:
1. Нормального заряда аккумуляторной батареи. Нормальный заряд
проводится в две ступени.
Первая ступень ведется током 12 а и заканчивается при повышении
напряжения до 2,4 в на элемент. На первой ступени заряда почти
отсутствует выделение газов.
Вторая ступень заряда ведется током баи сопровождается значительным
выделением газов (кипением). Вторая ступень заканчивается, когда
плотность электролита будет доведена при +30° С до нормальной величины
1,285 + 0,05.
В течение заряда периодически следует проверять
температуру электролита в отдельных элементах батареи и следить, чтобы
она не поднималась выше +45° С.
В результате проведения двухступенчатого цикла заряда аккумуляторной
батарее сообщается примерно 150—175 а-ч.
2. Полного заряда аккумуляторной батареи. После проведения заряда и
доведения плотности электролита до нормы, батарея подвергается
непрерывному разряду током, равным 8,4 а при 10-часовом режиме до
конечного напряжения 1,7 в. Время разряда учитывают в часах и умножают
его на силу тока (в амперах); при данном режиме разряда получают
отданную емкость, которая дает возможность судить о степени изношенности
аккумуляторной батареи. Емкость, отданная батареей при 10-часовом режиме
разряда, должна составлять 84% от номинальной (84 а-ч).
Повторный нормальный заряд ведется при указанных выше условиях в две
ступени, после чего аккумуляторная батарея может быть передана в
эксплуатацию.
Во избежание сульфатации пластин, при которой они покрываются белым
слоем крупных кристаллов сернокислого свинца, закрывающего поры и сильно
повышающего их электрическое сопротивление, заряжать батарею необходимо
сразу же после снятия с автобуса.
Явление сульфатации значительно снижает емкость аккумуляторной батареи,
понижает ее напряжение при разрядке и требует повышенного напряжения для
зарядки. При сильной сульфатации батарея полностью выходит из строя.