Привод стартера автобуса ЗИС-154

  Главная      Книги - Автобусы ЗИС     Автобус ЗИС-154. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1949 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  .. 

 

 

Привод стартера автобуса ЗИС-154



На автобусах с дизелем работа привода стартера происходит следующим образом: при поступлении тока в тяговое реле якорь реле притягивается и, нажимая на шток 24, соединенный с контактным диском 18, перемещает рычаг включения 26. Последний, западая своим пальцем в углубление косого паза муфты переключения 9, заставляет ее скользить вдоль вала

стартера направо. Якорь стартера остается еще при этом неподвижным, так как ток, проходящий по обмоткам якоря и тягового электромагнита, меньше тока холостого хода стартера. Муфта переключения, упираясь своей втулкой 8 в ведущую гайку 6, которая своими выступами заходит в пазы хвостовика шестерни 3, заставляет ее вместе с шестерней скользить по резьбе вала 2 по направлению к маховику двигателя. Если при этом шестерня упрется торцом в зубья маховика, ее движение прекратится, а ведущая гайка 6 будет продолжать двигаться за счет сжатия пружины 4, и скользя по резьбе, будет поворачиваться, поворачивая шестерню 3 (которая также установлена на резьбе вала и имеет большой зазор, соответствующий ее повороту на один зуб) до тех пор, пока последняя не войдет в зацепление с венцом маховика.

В конце хода шестерни контактный диск 18 замыкает главные контакты тягового реле. При этом: 1) к стартеру подводится ток, и он начинает вращаться, передавая крутящий момент шестерне через ведущую гайку! 2) сериесная обмотка реле закорачивается, и якорь на все время работы стартера остается во втянутом положении под действием одной только шунтовой обмотки реле.

Вращение вала стартера заставляет поворачиваться сидящую на нем муфту переключения, которая, поворачиваясь благодаря наличию косого паза, отходит назад в исходное положение, освобождая место для обратного хода шестерни.

Как только дизель заведется, шестерня 3 из ведущей превращается в ведомую, направление усилий в резьбе меняется на обратное, и шестерня вместе с ведущей гайкой отходит налево в исходное положение, а буферная пружина 7 смягчает удар, который при этом получается.

Таким образом, расцепление шестерни с маховиком происходит автоматически, в момент пуска дизеля.

 

 

 

 

Фиг. 110. Схема соединений стартера с дизелем

 

 

 

 

 

На автобусах с бензиновым двигателем привод стартера (фиг. 108) работает следующим образом: при поступлении тока в обмотки тягового реле якорь 12, перемещаясь, поворачивает рычаг 13 вокруг его оси.

Рычаг имеет вилку, охватывающую поводок 3, с которым она сцеплена штифтами. При повороте рычага 13 поводок 3 передвигает привод по валу стартера вправо. В конце хода привода, когда шестерня 7 войдет в зацепление с зубчатым венцом маховика, якорь, упираясь в шток 77, замкнет контактным диском 9 главные контакты стартера, последний включится и начнет вращать двигатель.

Если зуб шестерни привода упрется в торец зуба венца маховика, то поводок 3 будет все же продолжать двигаться по шлицевой втулке 14 за счет сжатия буферной пружины 2, и якорь замкнет главные контакты, после чего якорь стартера начнет проворачиваться.

При этом как только зуб шестерни окажется против впадины венца, сжатая буферная пружина 2 с силой введет шестерню в зацепление с маховиком.

Роликовая муфта свободного хода 16 служит для расцепления вала якоря стартера с шестерней 7 после пуска двигателя.

 

Когда двигатель заведется, шестерня из ведущей превратится в ведомую, направление действия силы изменится, и ролики, которые были заклинены и приводили во вращение наружную втулку муфты с шестерней, освободятся и разъединят обе половинки муфты, предохраняя стартер от разноса1.

Если по каким-либо причинам шестерню заело и она не может выйти из зацепления, происходит следующее: когда водитель отпустит кнопку стартера, главные контакты разомкнутся и обмотки тягового реле будут обесточены. При этом пружина штока 77 оттолкнет диск 9 от контактов, сместив якорь 72 вправо, что возможно благодаря наличию овальной прорези в верхней головке рычага 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  ..