Колеса 7,0—20 — дисковые, имеют разрезные замочные
и неразрезные бортовые кольца (рис. 49). Колеса прикреплены к ступицам
гайками на восьми шпильках. Крепежные шпильки правых ступиц имеют правую
резьбу, левых ступиц — левую.
В процессе эксплуатации автомобиля из-за неравномерного изнашивания шин
нарушается заводская балансировка колес в сборе с шинами, поэтому
необходимо периодически (через каждые 10—12 тыс. км пробега) проверять
дисбаланс колес и устранять его при помощи балансировочных грузов.
Задние колеса — сдвоенные; внутренние колеса прикреплены колпачковыми
гайками и наружные — гайками, навертываемыми на колпачковые.
В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля»,
необходимо проверять затяжку гаек крепления колес к ступицам и с помощью
манометра — давление воздуха в шинах колес, включай запасное. В случае
необходимости следует доводить давление до требуемого значения (см.
приложение 7). При проверке давления шины должны быть холодными. Надо
предохранять шины от попадания на них бензина, керосина и масла.
При попадании указанных жидкостей на шины их следует протереть досуха.
Вентили камер всегда должны быть исправны и иметь
колпачки.
Во избежание повышенного износа покрышек не следует резко тормозить, а
также нельзя допускать перегрузки автомобиля, рывков я пробуксовки колес
при тро-гании с места и переходе с низших передач на высшие; следует
периодически проверять правильность установки схождения передних колес.
Груз надо располагать равномерно по всей платформе.
При перегреве шин необходимо прекратить движение. Нельзя снижать
давление в шинах, если оно повышается вследствие нагрева, особенно в
жаркую погоду. Запрещается стоянка автомобилей на спу-щенных шинах, а
также эксплуатация автомобилей, у которых внутреннее давление в шинах не
соответствует установленной норме, так как при этом шины быстро выходят
из строя.
Рис. 49. Колесо с шиной:
1 — диск и обод колеса: 2 — замочное кольцо; 3 — ободная лента; 4 —
бортовое кольцо; 5 —камера; 6- покрышка
При применении шин типа Р запрещается устанавливать на автомобиль
одновременно шины обычной конструкции и шины типа Р. В случае снижения
внутреннего давления воздуха ниже нормы в шинах типа Р ухудшается
устойчивость автомобиля, ускоряется разрушение боковин каркаса и бортов
покрышек и усиливается неравномерный износ протектора. Поэтому нужно
соблюдать особую осторожность при обгоне, крутых поворотах, перевозке
грузов большой высоты, съезде на обочину дорог и въезде на дорогу. Не
допускается буксование колес на каменистом бездорожье. Это может
привести к разрушению тонких боковин каркаса, а также к повреждениям
обода колеса, которые в дальнейшем могут вызвать разрушение бортов шины.
При эксплуатации шин надо руководствоваться «Правилами эксплуатации
автомобильных шин» (М.: Химия, 1975).
При установке запасного колеса необходимо соблюдать следующий порядок
работы:
на кронштейн 1 запасного колеса (рис. 50), находящийся в откинутом
положении, диском опереть запасное колесо;
вставить пластину 2 с болтами в отверстия диска колеса и продольные пазы
откидного кронштейна, с обратной стороны кронштейна надеть на болты
усилительную планку 3 и привернуть ее колесными гайками, не заворачивая
при этом их до упора;
поднять колесо и одновременно задвинуть его на лонжерон рамы до упора
болтов пластины в кромки пазов кронштейна, как показано на рис. 50, б;
убедившись, что колесо задвинуто до упора, затянуть гайки, крепящие
колесо к кронштейну;
закрепить откидной кронштейн на лонжероне с помощью гайки и болта
крепления откидного кронштейна.
При снятии запасного колеса нужно соблюдать обратный порядок действий.
Рис. 50. Установка запасного колеса, а -
неправильная; б — правильная; 1 — кронштейн запасного колеса; 2 —
пластина крепления запасного колеса; 3 — усилительная планка