Ремонт коробки передач ЯМЗ-238А автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
Снятие коробки передач. Для снятия необходимо: произвести опрокидывание
кабины;
слить масло из коробки передач; снять площадку шасси; ослабить хомуты,
снять патрубок чистого воздуха системы воздухоочистки;
расшплинтовать, отвернуть гайку и отсоединить тягу управления коробкой
передач от рычага механизма переключения передач;
отвернуть болты и снять вторую поперечину рамы;
отсоединить приемную трубу глушителя;
расшплинтовать, отвернуть гайки и снять заднюю опору двигателя;
отвернуть болты крепления кронштейна с топливными трубками от крышки
коробки передач;
отвернуть болты и снять кронштейны задней опоры двигателя;
отсоединить рычаг вала выключения сцепления от вилки штока клапана;
отсоединить электропровода от датчика сигнальной лампы переключения
передач в дополнительной коробке;
отвернуть болты крепления карданного вала к фланцу коробки передач,
отсоединить карданный вал и подвесить его к левому лонжерону рамы;
отсоединить трубопровод подвода воздуха к редукционному клапану;
отвернуть болты и снять трубу глушителя;
подвести под коробку передач канавный подъемник с приспособлением для
снятия и установки коробки передач или другое подъемно-транспортное
средство;
отвернуть болты крепления картера сцепления от картера маховика, вывести
коробку передач и отсоединить ее от двигателя;
опустить коробку передач на подъемнике, поднять заднюю часть автомобиля
и выкатить подъемник с коробкой из-под автомобиля, после чего опустить
автомобиль.
Установку коробки передач производят в обратной последовательности.
Разборка коробки передач. Коробку передач следует разбирать в следующей
последовательности:
отсоединить от воздухораспределителя воздуховоды;
снять верхнюю крышку дополнительной коробки с
механизмом управления в сборе;
расшплинтовать и вывернуть три стопорных болта на обойме малого
синхронизатора дополнительной коробки;
снять малый синхронизатор со вторичного вала основной коробки;
отвернуть гайки крепления картера дополнительной коробки к картеру
основной коробки передач; отсоединить дополнительную коробку от основной
коробки передач;
снять фланец крепления карданного вала, крышку вторичного вала, червяк
привода спидометра, шариковый подшипник задней опоры, роликовый
подшипник передней опоры, каретку синхронизатора и извлечь вал вместе с
роликовым подшипником задней опоры.
Дальнейшая разборка дополнительной коробки передач сложности не
представляет. Валы из картера коробки необходимо вынимать в сборе.
Для разборки основной коробки передач сначала необходимо снять стопорное кольцо подшипника вторичного вала, затем с помощью
болтов-съемников снять центрирующее кольцо подшипника вторичного вала.
Валы из картера основной коробки передач необходимо вынимать в сборе.
После разборки узла коробки детали нужно промыть в керосине или в
дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.
Наружным осмотром выявляют трещины, обломы, срывы резьб, выкрашивание и
обломы зубьев шестерен и другие дефекты. Шестерни подлежат замене в
случае наличия трещин или обломов зубьев, а также повышенного износа
зубьев.
Наиболее быстро изнашиваемым узлом коробки передач является
синхронизатор, у которого возможны такие дефекты, как ослабление посадки
штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, зубьев кареток и
шлицевых отверстий.
При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты
высверливают и взамен вставляют новые с обваркой латунью. Место заварки
зачищают.
После замены вышедших из строя деталей сборку коробки передач произво-
дят в обратном порядке. При установке коробки передач на автомобиль
рекомендуется пользоваться подъемниками или специальными подставками во
избежание поломки или изгиба ведомых дисков сцепления. После установки
коробки передач проводят регулировку ее привода.