КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-238А И ЕЕ ПРИВОД АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-64227, MA3-54322
Устройство
На автомобилях МАЗ-64227, MA3-54322 устанавливается восьмиступенчатая
двухдиапазонная коробка передач ЯМЗ-238А с синхронизаторами на всех
передачах, кроме заднего хода. Коробка передач состоит из основной
двухступенчатой коробки и двухступенчатой дополнительной коробки
(понижающей передачи).
Устройство коробки передач показано на рис. 46. Монтаж всех деталей
коробки передач производится в картерах основной и дополнительной
коробок, которые соединяются между собой, а затем в сборе присоединяются
к картеру сцепления: образуется единый силовой агрегат в составе
двигателя, сцепления и коробки передач.
Р»с. 46. Коробка передач:
А — основная коробка; Б — дополнительная коробка; В — предохранитель
включения заднего хода; Г — разрез по фиксаторам и замкам штоков в
основной коробке; Д — стопорное устройство для выключения дополнительной
коробки при буксировке автомобиля; Е — датчик сигнализатора включения
дополнительной коробки;
1 — первичный вал; 2 — крышка первичного вала, 3 — картер сцепления; 4 —
верхняя крышка основной коробки; 5 вторичный вал основной коробки; 6 —
сапун; 7 воздухораспределитель; 8 — воздухопроводы;
9 - стопорный болт для выключения дополнительной коробки при буксировке
автомобиля; 10 — вилка; 11— шестерня вторичного вала дополнительной
коробки; 12 — верхняя крышка дополнительной коробки; 13 — шток, 14 —
пневматический цилиндр; 15 — вторичный вал дополнительной коробки; 16
фланец крепления карданного шарнира; 17 — крышка подшипника
промежуточного вала; 18 — картер дополнительной коробки; 19 —
промежуточный вал дополнительной коробки; 20 — большой синхронизатор; 21
— малый синхронизатор; 22 — шестерня понижающей передачи; 23 — картер
основной коробки; 24 — каретка включения заднего хода; 25—шестерня
заднего хода; 26— промежуточный вал основной коробки; 27 — шестерня I
передачи; 2$ — синхронизатор включения I—II передач; 29 — заборник
масляного насоса; 30— шестерня И передачи; 31 — шестерня IV передачи;
32--- шестерня отбора мощности; 33 — шестерня привода промежуточного
вала; 34— масляный насос; 35 — выключатель; 36 — синхронизатор включения
III—IV передач; 37 — шток вилки переключения заднего хода; 38
предохранитель включения заднего хода; 39—шток вилки переключения III—IV
передач; 40— шток вилки переключения I—II передач
Первичный вал I основной коробки установлен на двух шариковых
подшипниках; на переднем шлицевом конце установлены ведомые диски
сцепления, а задний конец выполнен в виде зубчатого венца шестерни
постоянного зацепления основной коробки.
Вторичный вал 5 основной коробки спереди опирается на цилиндрический
роликоподшипник, установленный в расточке зубчатого венца ведущего вала,
а сзади — на шарикоподшипник, установленный в передней стенке картера
дополнительной коробки. Задний конец вторичного вала выполнен в виде
зубчатого венца, являющегося шестерней постоянного зацепления
дополнительной коробки.
Шестерни второй и четвертой передач вторичного вала основной коробки
установлены на подшипниках скольжения, выполненных в виде стальных
втулок, имеющих специальное покрытие и пропитку, а шестерни первой
передачи и заднего хода — на роликовых подшипниках.
Промежуточный вал 26 основной коробки спереди опирается на
роликоподшипник, смонтированный в передней стенке картера основной
коробки, а сзади — на двухрядный сферический подшипник, размещенный в
стакане, установленном в задней стенке картера основной коробки. В
приливах картера основной коробки установлена дополнительная ось для
промежуточной шестерни заднего хода. Включение заднего хода
осуществляется перемещением каретки 24 заднего хода вперед до соединения
ее с зубчатым венцом шестерни 25 заднего хода, которая находится в
постоянном зацеплении с промежуточной шестерней заднего хода.
Вторичный вал 15 дополнительной коробки спереди опирается на
цилиндрический роликоподшипник, размещенный в расточке зубчатого венца
вторичного вала основной коробки, сзади — на два подшипника:
цилиндрический роликоподшипник и шариковый подшипник, установленные
соответственно в задней стенке картера дополнительной коробки и крышке
подшипника вторичного вала.
На шлицах средней части вторичного вала дополнительной коробки
установлены синхронизаторы переключения передач, а на заднем шлицевом
конце — фланец крепления карданного вала. На средней цилиндрической
части вала на роликовых цилиндрических подшипниках установлена шестерня
11 дополнительной коробки.
Промежуточный вал 19 дополнительной коробки спереди опирается на
цилиндрический роликоподшипник, установленный в передней стенке картера
дополнительной коробки, а сзади — на двухрядный сферический подшипник,
размещенный в стакане, смонтированном в задней стенке картера
дополнительной коробки. На переднем шлицевом конце промежуточного вала
дополнительной коробки установлена шестерня 22 понижающей передачи. В
задней части промежуточного вала сделан зубчатый венец, сопряженный с
шестерней понижающей передачи вторичного вала дополнительной коробки.
Для включения передач в основной коробке применены инерционные
синхронизаторы с конусными фрикционными кольцами, а в дополнительной — с
фрикционными дисками.
Переключение передач в основной коробке производится с помощью
механического дистанционного привода, а дополнительная коробка
управляется с помощью пневмопривода.