Техническое обслуживание и регулировка коробки
передач ЯМЗ-238А автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
Уход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла и смене его
в картере. Уровень масла в картере должен совпадать с контрольным
отверстием. Сливать масло нужно горячим через все сливные отверстия.
После слива масла нужно снять крышку в нижней части картера, в которой
помешается маслоприемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть
их и установить на место. При этом следует обратить внимание на то,
чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.
Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5—3 л
индустриального масла И-12А или И-20А по ГОСТ 20799—75. При нейтральном
положении рычага управления коробкой передач на 7—8 мин пускают
двигатель, затем его останавливают, промывочное масло сливают и
заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки.
Недопустимо промывать коробку передач керосином или дизельным топливом.
В процессе эксплуатации привода коробки передач возможны регулировки:
положения рычага 3 (см. рис. 47)
переключения передач в продольном направлении;
положения рычага переключения передач в поперечном направлении:
блокировочного устройства телескопических элементов продольной тяги.
Для регулировки угла наклона рычага 3 в продольном направлении
необходимо ослабить гайки болтов 6 и перемещением тяги 4 в осевом
направлении установить угол наклона рычага примерно 85 ° (см. рис. 47)
при нейтральном положении в коробке передач.
Регулировка положения рычага в поперечном направлении осуществляется
изменением длины поперечной тяги 17, для чего необходимо отсоединить
один из наконечников 16 и, отвернув гайки, отрегулировать длину тяги
так, чтобы рычаг управления коробкой, находясь в нейтральном положении
против включения 6—2 и 5—1 передач, имел примерно угол-, равный 90 ° к
горизонтальной плоскости кабины (в поперечной плоскости автомобиля).
Регулировку блокировочного устройства привода переключения передач нужно
производить следующим образом:
поднять кабину;
расшплинтовать палец 23 и отсоединить тягу 4 от вилки 22
очистить серьгу 25 и внутреннюю тягу от старой
смазки и грязи;
задвинуть внутреннюю тягу до «щелчка» блокировочной втулки 15;
расконтрить гайку серьги 25 и, вставив отвертку в шлиц хвостовика
внутренней тяги, вывертывать ее до исчезновения углового люфта серьги;
удерживая хвостовик 24 от проворачивания, затянуть контргайку;
проверить качество регулировки. При смещении блокировочной втулки 21 в
сторону пружины 19 внутренняя тяга должна вытягиваться без заеданий на
всю длину, а при задвигании тяги внутрь до упора в пазы блокировочная
втулка должна перемещаться четко с «щелчком» до упора втулки в нижний
выступ серьги.
При регулировке привода следует соблюдать следующие требования;
регулировку производить при поднятой кабине и при неработающем
двигателе;
не допускать изгиба и погнутости наружной и внутренней подвижных тяг;
во избежание поломки подсоединение тяги 4 к вилке 22 производить так,
чтобы отверстие в серьге под палец 23 располагалось над продольной осью
тяги 4\
нейтральное положение коробки передач при поднятой кабине проверять
свободным перемещением рычага 18 механизма переключения передач в
поперечном направлении (относительно продольной оси автомобиля). Валик
12 при нейтральном положении коробки имеет осевое перемещение, равное
30— 35 мм; при этом ощущается сжатие пружины.
Описанные выше регулировки привода коробки передач следует производить
при снятии и установке двигателя и кабины.
Возможные неисправности коробки передач и ее привода, а также способы их
устранения приведены в табл. 5.