Система питания двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516 - часть 2

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобили МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516 (Высоцкий М.С.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Система питания двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516 - часть 2

 

Топливоподкачивающий насос (рис. 34) — поршневого типа, предназначен для подачи топлива из бака к насосу высокого давления. Он устанавливается на корпусе топливного насоса высокого давления. Привод насоса осуществляется от эксцентрика кулачкового валика насоса высокого давления через роликовый толкатель.

Корпус насоса представляет собой фасонную чугунную отливку с наружной обработанной привалочной плоскостью фланца крепления и с большим количеством внутренних каналов, расточек и отверстий.

Подклапанное пространство всасывающего клапана 25 соединено отверстием с трубопроводом, подводящим топливо к насосу, а надклапанное — каналом с полостью корпуса, в которой перемещается поршень.

Подклапанное пространство нагнетательного клапана 14 соединяется с полостью, в которой перемещается поршень, а падкла-панное — с нагнетательным каналом. Кроме этих каналов, в корпусе имеется еще канал, соединяющий полость перемещения поршня (у перегородки насоса) с нагнетательным каналом.

Поршень приводится в действие роликовым толкателем У через шток 7. Ролик 13 толкателя вращается на «плавающей» оси 12, застопоренной от продольного перемещения двумя сухарями 11. Одновременно сухари, перемещаясь в пазах корпуса насоса, предохраняют толкатель от проворачивания.

Пружина 8, упирающаяся во втулку 6 штока, прижимает толкатель к эксцентрику кулачкового валика. Толкаюшее усилие от толкателя к поршню передается через шток 7, перемещающийся в направляющей втулке 6, которая ввернута на специальном клее в корпус насоса. Шток и втулка представляют собой прецизионную пару.

Стальной поршень 2 имеет форму стакана с фасонным днищем, примыкающим к перегородке корпуса насоса. Внутрь поршня вставлена пружина 3, упирающаяся одним концом в днище поршня, а другим — в пробку 5, ввернутую снаружи в корпус и герметически закрывающую полость перемещения поршня. Таким образом, пружина постоянно прижимает поршень к внутренней перегородке насоса.

Всасывающий 25 и нагнетательный 14 клапаны, изготовленные из капрона, имеют грибовидную форму и прижимаются к седлам пружинами.

Толкатель, прижимаемый пружиной 4 (рис. 35) к эксцентрику 1 вращающегося кулачкового валика насоса высокого давления,

получает возвратно-поступательное движение вдоль расточки в корпусе насоса.

Движение толкателя вверх принудительное, а движение толкателя и поршня вниз осуществляется под действием пружин 4 и 13. Когда поршень под действием пружины 13 опускается вниз, в над-поршневой камере 14 создается разрежение, вследствие чего в определенный момент открывается всасывающий клапан 8, и топливо из топливного бака, пройдя фильтр предварительной очистки, по топливопроводу засасывается в надпоршневую камеру (рис. 35, а).

К концу хода поршня давление в топливном бакеинадпоршне-вой камере уравнивается и всасывающий клапан закрывается.

При движении поршня вверх (рис. 35, б) под действием толкателя, на который давит эксцентрик, сжимается пружина 13, всасывающий клапан остается закрытым и топливо выталкивается из надпоршневой камеры 14 через открывающийся под действием избыточного давления нагнетательный клапан 10 в нагнетательный канал и поступает к фильтру тонкой очистки. Одновременно под действием разрежения, образующегося под поршнем, топливо заполняет подпоршневую камеру 6. При последующем движении поршня вниз, когда идет заполнение топливом надпоршневой камеры, нижняя часть поршня выталкивает топливо из подпоршне-вой камеры в нагнетательный канал и далее к фильтру тонкой очистки.

 

 

 

 

Рис. 35. Схемы работы тошшвоподкачнвающего насоса: а — всасывание; б — нагнетание;
1 — эксцентрик кулачкового валика; 2 — ролик; 3 — толкатель; 4 — пружина; 5 —шток; 6 — подпоршневая камера; 7 — вход в насос от топливного бака; 8 — всасывающий клапан; 9 — пружина всасывающего клапана; 10 — нагнетательный клапан; 11 — пружина нагнетательного клапана; 12 — поршень; 13 — пружина поршня; 14 — надпоршневая камера; 15 — вход из насоса к фильтру тонкой очистки

 

 

 

 

Количество подаваемого насосом топлива зависит от расхода его топливным насосом высокого давления и регулируется автоматически. Регулировка осуществляется в результате изменения хода поршня, который зависит от давления в системе нагнетания. Регулирование происходит следующим образом. При возрастании давления в нагнетательном канале (вследствие избытка топлива в насосе высокого давления и в трубопроводе при больших числах оборотов коленчатого вала двигателя или при засорении фильтра тонкой очистки) увеличивается давление и в нодпоршие-вой камере 6. Поэтому при последующем ходе вниз поршень встретит повышенное сопротивление со стороны топлива, находящегося в подпоршневой камере.

Поскольку поршень не соединен жестко с толкателем, то наступает момент, когда усилие пружины 13 уравновешивается давлением топлива в подпоршневой камере. В этот момент поршень останавливается и, занимая какое-то среднее положение, как бы «зависает». Таким образом, между поршнем и толкателем, опустившимся вниз под действием пружины 4, образуется просвет. В дальнейшем при движении толкателя вверх шток переместит поршень в исходное положение. Следовательно, величина перемещения поршня вниз зависит от расхода топлива. Чем меньше расход топлива, тем больше противодавление, а поэтому поршень остановится раньше, и, наоборот, чем больше расход топлива, тем больше ход поршня. Это обстоятельство позволяет всегда поддерживать в нагнетательном канале насоса необходимое постоянное давление, не зависящее от режима работы двигателя.

На топливоподкачивающем насосе установлен насос ручной подкачки топлива для опрессовки нагнетающей части топливной магистрали с целью удаления воздуха при неработающем двигателе и для заполнения ее топливом при обслуживании.

Устройство насоса ручной подкачки топлива показано на рис. 34. Между корпусом насоса и цилиндром установлена резиновая прокладка 23, которая при навернутой на цилиндр рукоятке одновременно уплотняет зазор между поршнем и корпусом.

Насос работает следующим образом. Отвернув рукоятку с резьбы горловины цилиндра, последовательно вытягивают ее вверх до упора и опускают вниз также до упора и т. д.

При вытягивании рукоятки вверх вместе с ней поднимается поршень и в цилиндре создается разрежение. В разреженное пространство цилиндра из топливного бака через фильтр предварительной очистки и открывшийся всасывающий клапан 25 засасывается топливо. При опускании рукоятки, а вместе с пей и поршня вниз топливо в цилиндре сжимается и под действием возросшего давления всасывающий клапан 25 закрывается и открывается нагнетательный клапан 14, через который топливо подается в нагнетательный канал и далее по топливопроводу к фильтру тонкой очистки.

При отсутствии надобности в пользовании насосом ручной подкачки рукоятку навертывают на горловину цилиндра. При этом поршень прижимается плотно к прокладке, не допуская просачивания топлива из каналов топливоподкачивающего насоса в полость цилиндра.

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..