Система охлаждения двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобили МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516 (Высоцкий М.С.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

6.

Система охлаждения двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516

 

 Устройство

Система охлаждения двигателя (рис. 27) —жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом, приводимым в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.

Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос забирает жидкость из нижнего бачка 11 (рис. 28) радиатора и нагнетает ее по каналам в крышке распределительных шестерен в рубашки 2 и. 6 соответственно правого и левого рядов цилиндров. Далее по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается. Под напором, создаваемым насосом, жидкость поднимается выше и поступает в водяные рубашки головок цилиндров по направляющим отверстиям и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам — выпускным клапанам и стаканам форсунок. Омывая и охлаждая наружные поверхности камер сгорания, выпускных трубопроводов,

направляющих клапанов и стаканов форсунок, жидкость дополнительно нагревается.

Из головки цилиндров нагретая жидкость выходит по двум каналам в водосборные трубопроводы 5, имеющиеся на обоих рядах цилиндров блока. Из водосборных трубопроводов через термостаты нагретая жидкость по двум дюритовым (прорезиненным) шлангам поступает в верхний бачок 9 радиатора, из которого по трубкам 10 опускается в нижний бачок радиатора. Проходя по трубкам радиатора, горячая жидкость охлаждается потоком воздуха, создаваемым вентилятором 12.

Охлажденная в радиаторе жидкость вновь нагнетается из нижнего бачка водяным насосом в водяные рубашки двигателя.

 

 

 

 

Рис. 27. Система охлаждения двигателя:
1 датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 2 -- поступление охлаждающей жидкости к отопителю кабины; 3 — краник для спуска воздуха; 4 — термостат; 5 и 6 — поступление охлаждающей жидкости к радиатору; 7 — перепускная трубка; 8 — поступление охлаждающей жидкости к компрессору пневматического привода тормозов; 9 — поступление охлаждающей жидкости из радиатора; 10 — водяной насос; 11 — поступление охлаждающей жидкости из пускового подогревателя

 

 

 

 

 

 

Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70°С, а также в начале прогрева двигателя, когда температура жидкости еще не достигла 70°С, термостаты автоматически направляют весь поток жидкости непосредственно к водяному насосу по перепускной трубке 8 мимо радиатора. При такой циркуляции жидкости с отключенным радиатором двигатель быстро прогревается за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива. При повышении температуры жидкости выше 70°С термостаты открываются и жидкость из водосборных трубопроводов поступает снова в радиатор, а оттуда в водяной насос.

Наилучшей температурой охлаждающей жидкости на выходе из головки цилиндров является 75—98°С. Двигатель при данном тепловом режиме развивает максимальную мощность, расходует наименьшее количество топлива и работает с минимальными взносами.

При температуре ниже 70°С ухудшается процесс сгорания топлива и увеличивается износ поршневой группы. Впрыснутое в камеру сгорания топливо сгорает не полностью. Часть несгоревшего топлива превращается в мелкие твердые частицы кокса (черный

дым), часть конденсируется и смывает масляную пленку с деталей двигателя.

При перегреве двигателя падает давление в системе смазки, ухудшаются смазывающие свойства масла, возможны задиры трущихся поверхностей, коробление и трещины деталей, имеющих высокую рабочую температуру (головка цилиндров).

Температуру охлаждающей жидкости регулируют (кроме термостатов) также с помощью шторки радиатора, управление которой осуществляется кольцом цепочки из кабины водителя.

Температура охлаждающей жидкости контролируется дистанционным указателем 3 температуры жидкости, установленным на щитке приборов в кабине водителя.

 

 

 

 

Рис. 28. Схема системы охлаждения двигателя:
1 — водяной насос; 2 ~ водяная рубашка правого ряда цилиндров;
3 — указатель температуры жидкости; 4 — датчик; 5 — водосборные трубопроводы; 6 — водяная рубашка левого ряда цилиндров; 7 — термостаты; 8 — перепускная трубка;
9 — верхний бачок радиатора;
10 — трубки радиатора; 11 — нижний бачок радиатора; 12 — вентилятор


Рис. 29. Водяной насос:
1 — сальник; 2 — корпус насоса; 3 — втулка;
4 — шпилька крепления подводящего патрубка; 5 — стопорное кольцо сальника; 6 — текстолитовая шайба; 7 — пружина сальника; 8 — манжета сальника; 9 — крыльчатка;
10 — крышка; 11 — вал; 12 — гайка; 13 — стопорная шайба; 14 перепускной ниппель трубки водяных термостатов; 15 и 16 — шариковые подшипники; 17 — прокладка; 18 — корпус сальника; 19 — втулка сальника; 20 — гайка крепления боковины шкива; 21 —- замковая шайба; 22 — гайка; 23 — ступица шкива; 24 — боковина шкива; 25 — регулировочные прокладки: 26 — пресс-масленка

 

 

 

Водяной насос (рис. 29) — центробежного типа, установлен с правой стороны крышки распределительных шестерен.

Внутри корпуса 2, изготовленного из алюминиевого сплава, вращается крыльчатка 9, отлитая из серого чугуна. Крыльчатка напрессована на вал 11, на котором с противоположной стороны закреплен разборный регулируемый шкив, состоящий из ступицы 23 и боковины 24 шкива. Между ступицей и боковиной установлены стальные регулировочные прокладки 25 толщиной 1 мм, с помощью которых регулируется натяжение ремня привода насоса.

Вал насоса вращается в двух однорядных шариковых подшипниках, установленных в корпусе.

Масло для смазки шарикоподшипников вводят через пресс-масленку до тех пор, пока оно не появится из контрольного отверстия.

Для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой на часть вала, находящуюся внутри крыльчатки, установлен сальник торцового типа (манжета 8).

Текстолитовая шайба 6 имеет четыре выступа, входящие в соответствующие прорези крыльчатки, и таким образом вращается вместе с валом 11. Шайба прижимается пружиной 7 к полированному торцу втулки 3 из нержавеющей стали, запрессованной в корпус, и создает подвижное уплотнение.

Манжета 8 из маслобензостойкой резины с одной стороны обоймами прижимается к валу, а с другой — пружиной 7 к шайбе

6 и тем самым уплотняет зазор между шайбой и валом. Манжета, пружина и шайба, вставленные в крыльчатку, зафиксированы стопорным пружинным кольцом 5.

Корпус насоса закрыт крышкой 10, уплотняемой прокладкой из паронита. В корпус насоса ввернут ниппель 14, соединяющий насос с перепускной трубой, через которую перепускается жидкость из блока цилиндров в процессе разогрева двигателя при закрытых термостатах.



Вентилятор (рис. 30) предназначен для создания интенсивного потока воздуха между радиаторными трубками, в которых охлаждается жидкость, перетекающая из верхнего бачка радиатора в нижний.

Привод вентилятора — шестеренчатый, осуществляется непосредственно от шестерни 10 распределительного вала.

Чугунный корпус 7 вентилятора прикреплен к крышке 9 распределительных шестерен болтами. Вал 6 вентилятора вращается в двух шариковых подшипниках, установленных в корпусе. На переднем конце вала имеется упругая муфта, к которой болтами прикреплена шестилопастная крыльчатка 11, вращающаяся в кожухе радиатора. Кожух закреплен на рамке радиатора и увеличивает количество проходящего воздуха.

Упругая муфта состоит из корпуса 3 и ступицы 1, которые приклеены с разных сторон к резиновому кольцу 2. Таким образом, при пуске двигателя и при резком изменении числа оборотов коленчатого вала сила инерции, возникающая от массы крыльчатки, будет поглощаться упругостью резинового кольца, вследствие чего вал вентилятора разгружается от излишних скручивающих усилий.

На валу с помощью шпонки закреплен шкив 5 для привода компрессора и генератора. На заднем конце вала на шлице насажена ведомая шестерня 8 привода вентилятора. Для предотвращения вытекания масла из корпуса вентилятора в его выходное отверстие запрессован сальник 4.
 

 

 

Рис. 30. Вентилятор

 



Радиатор — трубчато-ленточный (змейковый), с трубками овального сечения, состоит из верхнего и нижнего бачков, соединенных между собой трубками сердцевины радиатора, а также боковыми стойками, образующими рамку. Трубки впаяны в бачки. Верхний бачок имеет горловину, закрываемую герметичной пробкой и снабженную пароотводящей трубкой. Бачки имеют патрубки, соединяющие посредством гибких резинотканевых шлангов радиатор с остальными агрегатами системы охлаждения.

Радиаторы могут устанавливаться на автомобиль с тремя (трехрядные) или четырьмя (четырехрядные) рядами трубок. Трубки радиатора — луженые, что улучшает теплоотдачу и предохраняет их от коррозии.

Для увеличения поверхности охлаждения между трубками по всей их длине установлена гофрированная латунная лента (ширина ее равна толщине радиатора), которая припаяна к трубкам в местах соприкосновения.

В пробке радиатора имеются два клапана (выпускной и впускной), соединяющие систему охлаждения с атмосферой.

 

Выпускной клапан открывается при повышении давления пара в системе до 0,7—1 /сГ/сж2 и выпускает наружу пар через пароотводную трубку. Впускной клапан открывается при разрежении 0,01—0,13 кГ/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор. Выпускной клапан, открывающийся при повышенном давлении, дает возможность повысить точку кипения жидкости в системе до 119°С и, следовательно, работать на повышенном тепловом режиме.

Радиатор установлен на кронштейнах рамы на резиновых подушках и дополнительно прикреплен растяжками к продольным балкам рамы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..