Система питания двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516 - часть 4

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобили МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516 (Высоцкий М.С.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Система питания двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516 - часть 4

 

Форсунка (рис. 39) предназначена для впрыска в камеру сгорания двигателя топлива в мелкораспыленном состоянии.

На двигателе ЯМЗ-236 установлены форсунки закрытого типа, с многодырчатым распылителем и гидравлически управляемой иглой. Форсунки расположены в головке цилиндров (в латунных стаканах) против каждого цилиндра между клапанами и закреплены скобой. Конец распылителя форсунки входит в камеру сгорания.

Основные детали форсунки — распылитель 1 с иглой 3, пружина 10 и регулировочный винт 12 — смонтированы в корпусе 7 форсунки. К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 4 присоединен корпус распылителя 1. внутри которого находится запорная игла. Уплотнение между торцами корпусов распылителя и форсунки достигается путем тщательной обработки этих поверхностей с последующей притиркой их без дополнительных уплотняющих деталей.

Распылитель с иглой являются парой, которая при работе в условиях высоких температур должна обеспечивать требуемое качество распыливания топлива и одновременно хорошую плотность соединений, необходимую для нормальной работы форсунки.

Распылитель и игла изготовлены из легированных сталей с последующей термической обработкой, обусловливающей высокую поверхностную твердость. Кроме того, при механической обработке этих деталей выполняют специальные доводочные операции для получения высокой точности, геометрической правильности и хорошего качества отделки рабочих поверхностей деталей. Так же как плунжерная пара и нагнетательный клапан топливного насоса, распылитель с иглой подбирают парами, и раскомплектовка их в процессе эксплуатации не допускается.

В нижней части корпуса распылителя имеются четыре сопловых отверстия 2 диаметром 0,32 мм, через которые топливо впрыскивается в камеру сгорания. Внутреннее отверстие корпуса рас-пылителя внизу переходит в конус, который служит седлом под уплотняющий конус иглы. Фигурная камера 22 распылителя сообщается тремя наклонными каналами 5 с кольцевой канавкой

6 на верхнем торце корпуса распылителя.

Распылитель зафиксирован относительно корпуса форсунки двумя штифтами 21.

В верхнюю часть корпуса форсунки ввернута гайка 13, на которую навернут колпак 14 с уплотнительной шайбой 11. В гайку снизу ввернут регулировочный винт 12, упирающийся заплечиками в пружину 10. Другой конец пружины через тарелку 9
давит на штангу 8, которая нижним концом с шариком прижимает иглу к гнезду распылителя, закрывая выходное отверстие. Усилие предварительной затяжки пружины регулируется винтом 12, фиксируемым контргайкой 15.

 

 

 

Рис. 39. Форсунка:
I — распылитель; 2 — сопловое отверстие распылителя; 3 — игла распылителя; 4 — гайка корпуса распылителя; б — наклонный канал; б — кольцевая канавка; 7 — корпус форсунки; 8 — штанга; 9 — тарелка пружины; 10 — пружина; 11 — уплотнительная шайба; 12 — регулировочный винт; 13 — гайка пружины; 14 — колпак; 15 — контргайка; 16 — втулка; /7 — обойма; 18 — сетчатый фильтр; 19 — штуцер; 20 — уплотнение штуцера; 21 — штифт; 22 — фигурная камера распылителя

 



В корпус сбоку на резьбе ввернут штуцер 19, по которому топливо подводится к форсунке. В конце штуцера установлен сетчатый фильтр 18 для последней очистки топлива перед поступлением к игле.

Резиновое уплотнение 20 па штуцере служит для герметизации пространства головки цилиндров в месте, где штуцер прикрывается крышкой головки.

Под торец гайки распылителя подложена медная гофрированная шайба, предотвращающая прорыв газов.

Форсунка работает следующим образом. Топливо из насоса высокого давления по трубопроводу подается к штуцеру форсунки и, пройдя сетчатый фильтр, по вертикальному каналу в корпусе форсунки поступает в кольцевую канавку 6. Из кольцевой канавки топливо по трем наклонным каналам поступает в камеру 22. По мере движения плунжера насоса вверх (ход нагнетания) давление топлива в камере 22 увеличивается и передается на коническую поверхность иглы. Игла под действием давления топлива стремится подняться вверх. Этому препятствует пружина 10, которая через штангу 8 прижимает иглу к гнезду, препятствуя тем самым поступлению топлива к сопловым отверстиям.

В тот момент, когда давление в полости камеры 22 превысит усилие, создаваемое пружиной 10, игла 3 поднимется вверх и откроет сопловые отверстия распылителя, через которые произойдет впрыск топлива в камеру сгорания. Когда в насосе высокого давления происходит отсечка подачи топлива и давление в трубопроводе становится меньше давления, создаваемого пружиной, игла под действием пружины опускается в гнездо и поступление топлива в цилиндр двигателя прекращается.

Для предотвращения подтекания топлива в цилиндр двигателя в конце впрыска должна быть обеспечена резкая посадка иглы в гнездо. Это достигается быстрым снижением давления в трубопроводе и в полости камеры 22 вследствие наличия у нагнетательного клапана насоса высокого давления разгрузочного пояска, действие которого описано в разделе. «Топливный насос высокого давления».

Форсунки двигателя отрегулированы на давление начала подъема иглы, равное 165+5 кГ/см2. Это давление в процессе эксплуатации проверяют на стенде и в случае необходимости восстанавливают изменением затяжки пружины 10 с помощью регулировочного винта 12.

Топливо, просачивающееся через зазор между иглой и корпусом распылителя, отводится из форсунки через отверстия в регулировочном винте 12 и колпаке 14,

 

 

 

Регулятор числа оборотов коленчатого вала двигателя—все-режимный, центробежного типа, предназначен для поддержания заданного скоростного режима работы двигателя путем автоматического изменения количества топлива, подаваемого в цилиндры в зависимости от нагрузки.

Способность регулятора поддерживать любое число оборотов от минимального до максимального, устанавливаемое водителем при нажатии на педаль управления подачей топлива, является особенностью двигателя ЯМЗ-236 по сравнению с двигателем ЯМЗ-204, у которого регулятор автоматически поддерживает только минимальное и максимальное число оборотов коленчатого вала двигателя.

Регулятор числа оборотов (рис. 40) установлен па заднем торце топливного насоса высокого давления и приводится в действие от его кулачкового валика с помощью ведущей шестерни 33 и зубчатого венца валика 32, создающих повышающую передачу. Валик 32 регулятора делает столько же оборотов, сколько и коленчатый вал двигателя, т. е. в 2 раза больше, чем вал насоса. Наличие повышающей передачи позволило уменьшить массу грузов и тем самым создать более компактную конструкцию регулятора.

Ведущая шестерня 33 имеет демпфирующее устройство для плавной передачи усилия на зубчатый венец валика 32 при резком изменении числа оборотов. Резко переменные усилия гасятся благодаря наличию резиновых сухарей 32, установленных в ведущей шестерне.

На державке 6, напрессованной на валик 32, шарнирно укреплены два груза 38, которые роликами 36 упираются в торец муфты 37.

Муфта 37 имеет возможность перемещаться по державке грузов. В выточку муфты установлен радиально-упорный подшипник с запрессованной в его внутреннюю обойму пятой 7. В отверстие пяты вставлен палец 2, на котором укреплена серьга 8. На другом конце этого пальца свободно установлен рычаг 4 рейки, связанный через тягу 9 с рейкой 25 насоса. В верхней части к рычагу рейки присоединена пружина 17, удерживающая рейку насоса в положении, необходимом при пуске двигателя. Этим обеспечивается автоматическое увеличение подачи топлива при пуске двигателя. В нижний конец рычага 4 запрессован палец 42, входящий в паз кулисы 43, соединенной со скобой 13 остановки двигателя через расположенную внутри кулисы пружину, предохраняющую механизм регулятора от чрезмерных усилий при выключении подачи топлива.

На нижнем пальце серьги 8 пяты свободно сидит рычаг 15 регулятора, подвешенный на оси 22. На этой же оси подвешен двуплечий рычаг 18, в который ввернут винт 16 регулирования максимального числа оборотов конца выдвигания рейки, упирающийся в рычаг 15.

 

 

 

 

 

Рис. 40. Регулятор числа оборотов:
1 — крышка корпуса регулятора; 2 — палец пяты и рычага привода рейки: 3 — винт установления пусковой подачи топлива; 4 — рычаг рейки; 5 — регулировочный винт;
6 — державка грузов; 7 — пята; 8 — серьга пяты; 9 — тяга рейки; 10 — винт регулировки подачи топлива; 11 — вал рычага пружины; 12 — буферная пружина; 13 — скоба остановки двигателя; 14 — корпус буферной пружины; 15 — рычаг регулятора; 16 — винт регулирования максимального числа оборотов конца выдвигания рейки; 17 — пружина рейки; 18 — двуплечий рычаг; 19 — болт регулирования минимального числа оборотов холостого хода; 20 — крышка смотрового люка; 21 — пружина регулятора; 22 — ось рычагов (двуплечевого и рычага регулятора); 23 — рычаг управления регулятором; 24 — рычаг пружины; 25 — рейка насоса; 26 — зубчатый венец втулки плунжера; 27 — втулка плунжера; 28 — корпус топливного насоса; 29 — стакан подшипников; 30 — кулачковый вал насоса; 31 — корпус регулятора; 32 — валик регулятора с ведомой шестерней; 33 — ведущая шестерня; 34 — резиновый сухарь; 35 — втулка ведущей шестерни; 36 — ролик груза; 37 — муфта; 38 — груз регулятора; 39 — возвратная пружина скобы кулисы; 40 — ось фиксатора; 41 — фиксатор кулисы; 42 — палец рычага рейки;
43 — кулиса

 

 

 

Рис. 41. Схема работы регулятора числа оборотов:
а — положение деталей при неработающем двигателе; б — работа регулятора при уменьшении нагрузки на двигатель: в — работа регулятора при увеличении нагрузки на двигатель; г — остановка двигателя

 

 

 


Пружина 21 регулятора одним концом зацеплена за рычаг 24, который жестко связан с рычагом 23 управления регулятором, а другим — за двуплечий рычаг 18. Усилие пружины передается с двуплечего рычага на рычаг регулятора через винт 16.

Для смазки шестерен и шариковых подшипников валика регулятора и муфты в регулятор заливают масло до уровня, проверяемого указателем, помещенным на корпусе регулятора.

На схеме работы регулятора (рис. 41, а) показано положение деталей регулятора при неработающем двигателе. В этом поло-жении рычаг 10 упирается в болт 9 регулирования минимального числа оборотов холостого хода; при этом рычаг 12 несколько растягивает пружину 8 регулятора. Двуплечий рычаг 7 под действием пружины давит через винт 6 на рычаг 5 регулятора, который винтом 4 упирается в вал 3 рычага пружины, вследствие чего рычаг 5 не касается пяты 2.

Под действием пружины 14 рейка 15 вдвинута в корпус насоса и находится в положении пусковой подачи топлива.

После пуска двигателя грузы 16 под действием центробежной силы расходятся и воздействуют через ролики на муфту 17, перемещая ее и пяту 2 вправо. Вместе с пятой перемещается вправо и рычаг 13, выдвигающий рейку из насоса, вследствие чего подача топлива уменьшается. Пята, продолжая перемещаться вправо, нажимает на рычаг 5, который через винт и двуплечий рычаг 7 вызывает натяжение пружины 8. Как только усилие от грузов уравновесится усилием натяжения пружины 8 регулятора, сразу же прекращается перемещение рычага 13, а следовательно, и рейки. Уменьшение подачи топлива прекращается и устанавливается минимальное число оборотов холостого хода.

Заданный скоростной режим двигателя устанавливается водителем посредством воздействия на рычаг 10, связанный при помощи тяг с педалью управления подачи топлива.

При нажатии на педаль управления подачи топлива рычаг 10 поворачивается на определенный угол и через жестко связанный с ним рычаг 12 вызывает увеличение натяжения пружины 8. Под действием этой пружины рейка перемещается в сторону увеличения подачи топлива и число оборотов коленчатого вала двигателя возрастает. Это происходит до тех пор, пока центробежная сила грузов не уравновесит силу натяжения пружины 8, т. е. до установления устойчивого режима работы двигателя. На установившемся режиме работы двигателя центробежные силы грузов всегда уравновешены силой пружины.

Выше упоминалось, что заданный водителем скоростной режим работы двигателя (в зависимости от условий движения) регулятор поддерживает автоматически независимо от нагрузки на двигатель. Происходит это следующим образом

При уменьшении нагрузки на двигатель при определенном положении рычага 10 управления, установленном водителем нажатием на педаль управления подачи топлива, топливо некоторое время продолжает поступать в цилиндры двигателя в прежнем количестве, что, естественно, вызывает увеличение числа оборотов коленчатого вала двигателя. Однако под действием возросшей центробежной силы грузы регулятора расходятся и, преодолевая сопротивление пружины 8, через систему рычагов перемещают рейку в сторону уменьшения подачи топлива (рис. 41, б). Перемещение рейки будет продолжаться до тех пор, пока центробежная сила грузов не уравновесится сопротивлением пружины. Таким образом, число оборотов устанавливается примерно таким

же, каким оно было до уменьшения нагрузки на двигатель. При увеличении нагрузки на двигатель при том же положении рычага управления число оборотов коленчатого вала двигателя сначала уменьшается. Вследствие этого центробежная сила грузов регулятора уменьшается и пружина 8 воздействует через систему рычагов на рейку, в результате чего подача топлива увеличивается и число оборотов двигателя восстанавливается (рис.-41, в).

Колебание числа оборотов коленчатого вала двигателя, восстанавливаемого регулятором, составляет ±30 об/мин.

Останавливают двигатель поворотом скобы 1 вниз; при этом связанная со скобой кулиса 18 и нижний конец рычага 13 поворачивается вправо, как показано на рис. 41, г, рейка насоса выдвигается до упора и подача топлива прекращается.

В процессе эксплуатации можно регулировать устойчивость работы двигателя на минимальном числе оборотов коленчатого вала при помощи корпуса 14 (см. рис. 40) буферной пружины 12, которая ограничивает при помощи корпуса 14 перемещение рычага 15 и болта 19, который через систему рычагов воздействует на натяжение пружины 21.

Винт 16 двуплечего рычага предназначен для изменения натяжения пружины 21 и регулирования тем самым числа оборотов конца выдвигания рейки. При завертывании винта выдвигание рейки наступает при меньшем числе оборотов коленчатого вала.

Винтом 3, упирающимся в кулису 43, устанавливают пусковую подачу топлива. Эту подачу устанавливают на заводе и винт контрят чеканкой. Болт 11 (см рис. 41) служит для ограничения максимального скоростного режима двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..