Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобили МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516 (Высоцкий М.С.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516

От исправной работы системы охлаждения в значительной степени зависят топливная экономичность, развиваемая мощность и срок службы двигателя. Для нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнять следующие условия.



Заполнять систему охлаждения чистой мягкой водой, лучше всего дождевой, свободной от механических примесей и растворенных солей.

Жесткую воду следует смягчать каустической содой (6—7 г на J0 л воды) или тринатрийфосфатом (10—20 г на 10 л воды). Для смягчения воды необходимое количество каустической соды или тринатрийфосфата насыпают в небольшую посуду, наливают воду и тщательно перемешивают до полного растворения. Затем дают раствору отстояться в течение 10—20 мин и выливают его в бочку с водой, предназначенной для заправки автомобилей, и снова перемешивают. После этого вода должна отстояться в течение 2—3 ч, затем ее можно заливать в систему охлаждения.

Воду в радиатор надо заливать через воронку с мелкой сеткой, пользуясь чистой посудой.

При работе в условиях жаркого климата, при высоких температурах окружающего воздуха, если двигатель перегревается, можно снять с двигателя термостаты, заглушив пробкой перепускную трубку, соединяющую коробки термостатов с водяным насосом.

Воду в систему охлаждения прогретого двигателя доливать постепенно и обязательно при работающем двигателе. Нельзя доливать холодную воду в перегретый двигатель, так как от резкого перепада температуры могут возникнуть трещины или деформации головок и рубашки охлаждения блока цилиндров.

Нельзя допускать подтекания охлаждающей жидкости и ослабления креплений деталей системы охлаждения. Значительная часть неисправностей в системе охлаждения происходит из-за утечки охлаждающей жидкости. Наиболее вероятными местами подтекания являются сальники водяного насоса, соединения шлангов с патрубками и трубок радиатора с его бачками, а также

спускные краники. Герметичность системы охлаждения следует проверять ежедневно.

При неисправном сальниковом уплотнении крыльчатки водяного насоса жидкость будет вытекать наружу через дренажное отверстие на корпусе водяного насоса, что предохраняет подшипники вала водяного насоса от разрушения.

Не разрешается устранять течь жидкости из насоса закупоркой дренажного отверстия. Насос с неисправным сальником необходимо ремонтировать.

Подтекание в местах сопряжения шлангов устраняется подтяжкой хомутиков крепления, а при повреждении шлангов — их заменой.

Необходимо также постоянно следить за правильным натяжением приводного ремня водяного насоса. Нормально натянутый ремень при нажатии большим пальцем руки на середину ремня с усилием 3 кГ должен прогибаться на 10—15 мм. Натяжение ремня регулируется прокладками. При слабом натяжении ремня отвернуть гайки крепления боковины шкива и снять одну-две регулировочные прокладки, поставить их на наружную сторону боковины и завернуть гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой гайки. Затем проверить натяжение ремня. Регулировочные прокладки снимать со шкива не следует, так как при замене старого ремня новым все прокладки необходимо снова установить между ступицей и съемной боковиной шкива.

Проскальзывание ремня может происходить из-за попадания на него масла. В этом случае замасленный ремень протереть тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Подшипники водяного насоса смазывать при каждом ТО-1 универсальной водостойкой тугоплавкой консистентной смазкой УТВ (смазка 1-13 жировая) по ГОСТ 1631—61 или смазкой ЦИАТИМ-201 (смазка УТВМА) по ГОСТ 6267—59. Смазка подается к подшипникам через пресс-масленку механическим или ручным соли-долонагнетателем до появления свежей смазки из верхнего контрольного отверстия.

Проверять работу термостатов и состояние их прокладок при подготовке автомобиля к зимним условиям эксплуатации, а также при нарушении температурного режима двигателя.

Для проверки термостатов их необходимо снять с двигателя и опустить вместе с термометром в сосуд с водой, нагретой до температуры 90—100°С; затем при постепенном охлаждении воды проследить за температурой начала и конца закрытия клапана термостата. Клапан исправного термостата должен начать закрываться при температуре 81—85°С и полностью закрываться при температуре 68—72°С. Неисправный термостат следует заменить новым.

Накипь и грязь на поверхности термостата удаляют палочкой, заточенной в виде лопатки, а затем тщательно смывают струей воды.

Промывать систему охлаждения необходимо 2 раза в год — при подготовке автомобиля к зимним и летним условиям эксплуатации — с целью удаления из нее накипи, ржавчины и осадков. Когда отложения накипи незначительные, систему рекомендуется промывать с помощью промывочного пистолета.

Двигатель и радиатор промывают раздельно. Чтобы ржавчина, накипь и осадок из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор, термостаты перед промывкой снимают с двигателя.

Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной циркуляции. Промывать систему охлаждения следует до тех пор, пока выходящая из двигателя вода будет совершенно чистой.

Для промывки радиатора отсоединить его шланги от двигателя и при закрытой пробке подвести воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить в первую очередь всю грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем изменить направление потока воды на обратное и промывать до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода будет совершенно чистой.

Перед промывкой радиатора следует убедиться в том, что он не засорен, так как в противном случае сильная струя воды может вызвать повреждение радиатора.

Накипь из системы охлаждения рекомендуется удалять с помощью раствора технического трилона Б (ТУ МХП-4182—54) в воде с концентрацией 20 г трилона на 1 л воды. Трилон—порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагреве и кипячении. Излишнее количество трилона не вредит деталям системы охлаждения.

Раствор трилона заливают в систему охлаждения. После одного дня работы двигателя (не менее 6—7 ч) отработавший раствор сливают и заливают свежий. Промывка продолжается в течение четырех-пяти дней. После окончания промывки в систему охлаждения заливают воду, содержащую в 1 л 2 г трилона.

Основные неисправности системы охлаждения и способы их устранения приведены в табл. 3.

 

 

 

Таблица 3

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..