Термометр системы охлаждения лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  ..

 

 

 

Термометр системы охлаждения лесовоза МАЗ-501


Термометр системы охлаждения (фиг. 134) установлен для контроля и определения температуры охлаждающей жидкости, а следовательно, и теплового режима двигателя. Термометр состоит из датчика ТМ-2А, установленного в головке блока двигателя, и указателя температуры воды УК-16, установленного в щитке приборов. Датчик и указатель соединены электрическим проводом.
 

Работа датчика основана на принципе применения биметаллических пластин, т. е. пластин из двух металлов, имеющих различные коэффициенты теплового расширения.

 

Датчик состоит из небольшого штуцера с резьбой на наружной поверхности для ввертывания в полость головки блока, омываемой охлаждающей жидкостью, Внутри штуцера имеется термобиметаллическая пластина, которая обмотана проволокой высокого сопротивления с двойной шелковой изоляцией. Один конец обмотки выведен к зажимному винту, изолированному на головке штуцера; второй приварен к термобиметаллической пластинке. К головке пластинки приклепан один из контактов датчика, представляющий собой сплав серебра с магнием.

 

Другой контакт закреплен на регулировочном винте, ввернутом в тело штуцера.

Указатель термометра также имеет термобиметаллическую пластину, выполненную в виде буквы П, что обеспечивает компенсацию влияния изменения температуры окружающей среды на точность показания прибора.

На рабочей половине пластины навита тонкая проволока высокого сопротивления с термостойкой изоляцией. Одно плечо пластины закреплено неподвижно, другое — шарнирно со стрелкой указателя. Оба конца обмотки пластины выведены наружу.

Показания шкалы термометра: +40°, +80°, +100° С.

При прохождении тока по обмотке пластины датчика контакты нагреваются и расходятся, разрывая цепь. После охлаждения пластина вследствие упругости вновь замкнет контакты. Так возникает пульсирующий ток, число пульсаций которого достигает при небольшой температуре 120—130 в минуту.

С увеличением температуры окружающей среды сила сжатия контактов уменьшается, пульсация становится редкой. При температуре + 100WC число пульсаций доходит до 5—20 в минуту. В связи с большой тепловой инерцией биметаллическая пластина указателя термометра не реагирует на пульсацию электрического тока в цепи, и стрелка изгибается на постоянный угол, занимая вполне определенное положение.

Уход за термометром системы охлаждения заключается в проверке состояния проводов и их зажимов. Нельзя допускать перегрева прибора, так как это может нарушить их регулировку или вызвать перегорание изоляции нагревательных обмоток.

 

 

 

Фиг. 134. Схема термометра системы охлаждения:
а — положение деталей при ненагретой охлаждающей воде; б — при нагретой охлаждающей воде, I, 2— контакты, 3, 7 —обмотка, 4 — биметаллическая пластина; 5 — винт; 6 — стрелка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  ..