Термометр системы охлаждения (фиг. 134) установлен для контроля и
определения температуры охлаждающей жидкости, а следовательно, и
теплового режима двигателя. Термометр состоит из датчика ТМ-2А,
установленного в головке блока двигателя, и указателя температуры воды
УК-16, установленного в щитке приборов. Датчик и указатель соединены
электрическим проводом.
Работа датчика основана на принципе применения
биметаллических пластин, т. е. пластин из двух металлов, имеющих
различные коэффициенты теплового расширения.
Датчик состоит из небольшого штуцера с резьбой на
наружной поверхности для ввертывания в полость головки блока, омываемой
охлаждающей жидкостью, Внутри штуцера имеется термобиметаллическая
пластина, которая обмотана проволокой высокого сопротивления с двойной
шелковой изоляцией. Один конец обмотки выведен к зажимному винту,
изолированному на головке штуцера; второй приварен к
термобиметаллической пластинке. К головке пластинки приклепан один из
контактов датчика, представляющий собой сплав серебра с магнием.
Другой контакт закреплен на регулировочном винте,
ввернутом в тело штуцера.
Указатель термометра также имеет термобиметаллическую пластину,
выполненную в виде буквы П, что обеспечивает компенсацию влияния
изменения температуры окружающей среды на точность показания прибора.
На рабочей половине пластины навита тонкая проволока высокого
сопротивления с термостойкой изоляцией. Одно плечо пластины закреплено
неподвижно, другое — шарнирно со стрелкой указателя. Оба конца обмотки
пластины выведены наружу.
Показания шкалы термометра: +40°, +80°, +100° С.
При прохождении тока по обмотке пластины датчика контакты нагреваются и
расходятся, разрывая цепь. После охлаждения пластина вследствие
упругости вновь замкнет контакты. Так возникает пульсирующий ток, число
пульсаций которого достигает при небольшой температуре 120—130 в минуту.
С увеличением температуры окружающей среды сила сжатия контактов
уменьшается, пульсация становится редкой. При температуре + 100WC число
пульсаций доходит до 5—20 в минуту. В связи с большой тепловой инерцией
биметаллическая пластина указателя термометра не реагирует на пульсацию
электрического тока в цепи, и стрелка изгибается на постоянный угол,
занимая вполне определенное положение.
Уход за термометром системы охлаждения заключается в проверке состояния
проводов и их зажимов. Нельзя допускать перегрева прибора, так как это
может нарушить их регулировку или вызвать перегорание изоляции
нагревательных обмоток.
Фиг. 134. Схема термометра системы охлаждения:
а — положение деталей при ненагретой охлаждающей воде; б — при нагретой
охлаждающей воде, I, 2— контакты, 3, 7 —обмотка, 4 — биметаллическая
пластина; 5 — винт; 6 — стрелка.