Для защиты электрических цепей при коротких замыканиях от чрезмерно
больших токов, могущих вызвать загорание изоляции проводов и полную
разрядку аккумуляторных батарей, на автомобиле МАЗ-501 применены семь
предохранителей: один термобиметаллический, установленный на центральном
переключателе света, и шесть плавких, объединенных в два блока (по три
плавких предохранителя в каждом блоке).
Термобиметаллический предохранитель вибрационного типа с автоматическим
включением установлен в цепи наружного освещения автомобиля, т. е.
передних фар, подфарников и заднего фонаря (освещение номерного знака).
При коротком замыкании предохранитель начинает периодически размыкать и
замыкать цепь наружного освещения. Такое свойство термобиметаллического
предохранителя имеет большое значение для безопасности движения
автомобиля в ночное время, когда по каким-нибудь
причинам возникло короткое замыкание в цепи наружного освещения. В этом
случае водитель не будет полностью лишен возможности просматривать
дорогу, что позволит ему без затруднений остановить автомобиль.
Следует помнить, что длительная работа термобиметаллического
предохранителя с перегрузкой приводит к свариванию контактов. Поэтому
при возникновении короткого замыкания необходимо срочно принять меры по
его устранению.
Один блок плавких предохранителей установлен в кабине водителя под
передним щитом, второй — под капотом двигателя на передней стенке
кабины.
В первом блоке предохранители рассчитаны на ток 40, • 20 и 10 а.
Предохранитель на 40 а предназначен для защиты цепи звуковых сигналов.
Предохранитель на 20 а защищает цепь внутреннего освещения (освещение
щитка приборов и плафон кабины) и питание приборов (термометр системы
охлаждения и указатель уровня топлива). Предохранитель на 10 а служит
для защиты следующих цепей: указателей поворота автомобиля,
стоп-сигнала, индукционной катушки системы зажигания воздушного
подогревателя при пуске холодного двигателя.
Во втором блоке используется только один предохранитель, рассчитанный на
ток 40 а. Он включен в цепь, идущую от положительного штыря
аккумуляторной батареи № 2 к дистанционному пусковому переключателю.