Спидометр СП-17 лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  ..

 

 

Спидометр СП-17 лесовоза МАЗ-501



В щитке приборов ^монтирован спидометр СП-17.
Спидометр (фиг. 133) состоит из двух узлов: счетного и скоростного.
Счетный узел прибора показывает суммарный путь, пройденный автомобилем, а скоростной узел прибора указывает скорость движения автомобиля.

Счетный узел прибора приводится во вращение валиком 1 от гибкого вала. Один конец гибкого вала присоединен к спидометру, другой — к шестерне, расположенной в раздаточной коробке. Валик 1 оканчивается червяком 2, который через шестерню 22 приводит во вращение перпендикулярный валик. Последний через систему червячных передач передает вращение шестерне 11, которая жестко соединена с крайним правым барабанчиком 10.
Счетный узел имеет шесть барабанчиков, на наружной поверхности которых равномерно нанесены цифры от 0 до 9.

Крайний правый барабанчик вращается непрерывно при движении автомобиля, все же остальные барабанчики вращаются периодически, поворачиваясь на 1/10 оборота, и только в момент смены на соседнем справа барабанчике цифры 9 нулем. Кинематическая связь между соседними барабанчиками осуществляется с помощью трибок (шестерен малого диаметра), которые находятся в постоянном зацеплении с венцами левого барабанчика, имеющего 20 зубьев, и периодическом с двумя зубьями правого барабанчика.

Крайний правый барабанчик отсчитывает десятые доли километра пройденного пути, второй барабанчик — километры, третий — десятки километров и т. д. Максимальное показание счетчика достигает 99999,9 км, после чего при движении автомобиля цифры 9 на всех барабанчиках автоматически заменяются нулями.

Необходимо учесть, что при движении автомобиля задним ходом прибор уменьшает предыдущие показания на пройденный задним ходом путь.

Скоростной узел прибора состоит из постоянного магнита, укрепленного на внутреннем конце валика 1, и алюминиевой картушки, закрепленной на оси 14. Ось вращается в двух подшипниках. Продольный зазор оси регулируют винтом 12. Свободу вращения картушки ограничивает волосок, внутренний конец которого укреплен на втулке 17, напрессованной на ось 14 картушки.

На наружном конце оси картушки укреплена стрелка, конец которой может перемещаться вдоль круглой шкалы от 0 до 100 км/час с ценой делений 5 км/час.
 

Работа скоростного узла заключается в следующем. Магнитные-силовые линии, пересекая при вращении магнита картушки, возбуждают в ней электродвижущую силу (э. д. с.) и создают собственное магнитное поле, которое во взаимодействии с полем вращающегося магнита поворачивает ось и стрелку на угол пропорционально скорости движения автомобиля. Свобода вращения картушки ограничивается спиральной пружиной (волоском), которая связывает ось картушки с подвижным кронштейном 16.

Уход за спидометром в эксплуатации заключается в смазке через каждые 12 000 км пробега. Из хвостовика спидометра надо* вынуть с помощью плоскогубцев или пинцета латунную пробку, запрессованную в смазочное отверстие. Из этого отверстия следует вынуть фитиль, закладываемый при сборке и пропитанный вазелиновым маслом.

После промывки фитиля в бензине или керосине его нужнообильно пропитать приборным маслом (МВП), ГОСТ 1805-51, вставить в отверстие хвостовика и закрыть пробкой.

Поврежденная пробка должна быть заменена новой.

Срок службы гибкого вала спидометра увеличивается при правильном его монтаже и своевременной смазке. Трос при монтаже надо укладывать так, чтобы обеспечить наибольший радиус изгиба. Малые радиусы изгиба вала приводят к неравномерному вращению его и колебанию стрелки спидометра. Минимальный радиус изгиба троса при укладке 150 мм. Нельзя допускать никаких заеданий троса после монтажа.

Гибкий вал следует периодически (через каждые 6000— 15 000 км пробега) смазывать смазками: КВ (ГОСТ 2931-51 *) или НК-30 (ГОСТ 3275-46), или ГОИ-54 (ГОСТ 3276-54).

Наиболее часто встречающимися неисправностями спидометра и гибкого вала являются обрыв гибкого вала и резкое колебание стрелки указателя скорости. Эти неисправности могут возникнуть при неправильном монтаже троса (например, при резких изгибах его, если радиус изгиба менее 150 мм), отсутствии или малом количестве смазки внутри оболочки гибкого вала. Если гибкий вал перемещается в продольном направлении в оболочке, показания указателя скорости не искажаются. Поэтому важно обеспечить перемещение троса в оболочке. Перемещение может быть нарушено, в частности, из-за попадания грязи в отверстие наконечника.

 

 

 

Фиг. 133. Спидометр:
1 и 15 — валики; 2 —- червяк; 3 — постоянный магнит; 4 — картушка; 5 — спиральная пружина; 6 — угольник; 7 — мостик; 8 — стрелка указателя скорости; 9 — кронштейны трибок; 10 — начальный барабанчик; 11 и 22 — шестерни; 12 — винт; 13 — червяк; 14 — ось картушки; 16 — кронштейн; 17 — втулка; 18 — кронштейн подшипника: 19 — железный кожух (магнитный экран картушки); 20—подшипник; 21 — подпятник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  ..