Устройство коробки передач лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

 

Устройство коробки передач лесовоза МАЗ-501

 

 

Коробка передач трехходовая, пятиступенчатая, с пятой передачей, повышающей скорость автомобиля по сравнению с прямой передачей. Устройство коробки передач показано на фиг. 67.

Корпус коробки чугунный, присоединен к картеру сцепления, который посредством фланца и болтов прикреплен к картеру маховика двигателя. Таким образом, двигатель, сцепление и коробка передач соединены в один агрегат.

Первичный вал коробки передач одним концом опирается на шарикоподшипник, установленный в маховике двигателя, а другим концом — на шарикоподшипник, установленный в передней стенке картера коробки.

На переднем конце первичного вала сделаны шлицы для установки ведомого диска сцепления. На заднем конце вала, входящем внутрь картера, выполнена ведущая шестерня постоянного зацепления.

Вторичный вал коро0ки передач установлен передним концом в цилиндрическом роликоподшипнике, расположенном в выточке шестерни первичного вала. Задний конец вторичного вала лежит в шарикоподшипнике, установленном в задней стенке картера.

Для устранения подтекания масла в крышках подшипников первичного и вторичного валов имеются пружинные самоподжимные сальники.

На вторичном валу установлены последовательно: синхронизатор включений пятой и четвертой передач, шестерня пятой передачи, шестерня третьей передачи, синхронизатор включения третьей и второй передач, шестерня второй передачи и шестерня первой передачи и заднего хода.

Каретка синхронизатора пятой и четвертой передач сидит на шлицах валика, шестерня пятой и третьей передач — на игольчатых подшипниках на распорных втулках валика. Каретка синхронизатора третьей и второй передач сидит на шлицах промежуточной втулки, которая закреплена на валике шпонками. Шестерня второй передачи на игольчатом подшипнике установлена непосредственно на валик. Шестерня первой передачи и заднего хода установлена на шлицах валика.

Промежуточный вал коробки передач передним концом установлен в роликоподшипнике, а задним ' концом—в шарикоподшипнике. На промежуточном валу расположены: шестерня постоянного зацепления, распорная втулка, шестерня для отбора мощности через боковой люк, шестерни пятой и третьей передач, распорная
втулка/шестерня второй передачи, и непосредственно на валу нарезана шестерня первой передачи и заднего хода.

Двойная шестерня заднего хода установлена на дополнительной оси на двух роликоподшипниках. Одна из шестерен заднего хода находится в зацеплении с шестерней первой передачи промежуточного вала, а другая — входит в зацепление с шестерней первой передачи вторичного вала при перемещении ее назад.

 

 

Все валы и шестерня коробки передач изготовлены из хромоникелевой стали марки 12ХНЗА, цементованы и термически обработаны. Зубья шестерен шевингуют и притирают.

Для бесшумной и длительной работы шестерни постоянного зацепления и шестерни пятой, третьей и второй передач находятся в постоянном зацеплении и имеют спиральные зубья. Указанные передачи, а также четвертую прямую передачу включают блокировкой шестерен со вторичным валом коробки при помощи кареток синхронизаторов. Каретки синхронизаторов, соединенные с помощью шлицев с вторичным валом, при включении передач входят своими зубчатыми венцами во внутренний зубчатый венец шестерни и блокируют шестерню со вторичным валом. Работа синхронизатора показана на фиг. 68.

 

 

 

 

 

Фиг. 67. Коробка передач:
1 — первичный вал; 2 — картер сцепления, 3 — вилка четвертой и пятой передач; 4 — опора; 5 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 — шестерня пятой передачи вторичного вала; 7 — вилка второй и третьей передачи; 8 — рукоятка рычага переключения передач; 9 — синхронизатор второй и третьей передач; 10 — шток; 11 — вторичный вал; 12 — вилка первой передачи и заднего хода; 13 — шестерня первой передачи вторичного вала; 14 — картер коробки передач; 15— шестерня первой передачи; 16 и 17 — шестерни второй передачи; 18 и 20 — шестерни третьей передачи; 19 — промежуточный вал; 21 — шестерня пятой передачи; 22 — шестерня отбора мощности; 23 — масляный насос.

 

 

 

 

Фиг. 68. Работа синхронизатора: а — нейтральное положение, б — начало включения четвертой передачи; в — конец включения четвертой передачи.

 

 

 

Каждый синхронизатор имеет каретку, обойму и муфту. Обойма синхронизатора представляет собой полый цилиндр с четырьмя продольными прорезями на поверхности. В середине по длине муфты боковые поверхности прорезей имеют углубления со скошенным выходом. В прорези обоймы проходят четыре прямоугольных отростка каретки, на которые посажена и закреплена муфта синхронизатора.

В среднем нейтральном положении обойма соединена с кареткой дополнительно четырьмя шариками с пружинами.

По торцам обойма имеет конусные бронзовые кольца. Одно из этих колец при включении передачи находит на внутреннее стальное конусное кольцо соединяемой шестерни. При включении передачи вилка ползуна переключения передач, воздействуя на муфту синхронизатора, сообщает движение вдоль валика каретке синхронизатора и через шарики, соединяющие каретку с обоймой, подвигает обойму синхронизатора. Обойма синхронизатора находит своим конусным кольцом на конус шестерни и изменяет скорость ее вращения, вследствие чего прямоугольные отростки каретки входят в углубления боковых поверхностей прорезей обоймы. Дальнейшее продвижение каретки вдоль оси вала становится невозможным, пока в результате возрастающего усилия на конических поверхностях не уравняются угловые скорости вращения блокируемой

шестерни и обоймы синхронизатора (пока не прекратится взаимное скольжение конических поверхностей).

После того как скорости вращения уравняются, отростки каретки перестанут прижиматься в углублениях прорезей обоймы, муфта получит возможность дальнейшего перемещения вдоль оси вала. Под воздействием вилки переключения шарики, соединяющие обойму с кареткой, выходят из углублений обоймы и перемещаются в отверстия каретки, каретка продвигается дальше вдоль оси вала

и, так как она имеет одинаковую скорость вращения с соединяемой шестерней, без ударов и шума вдвигается своим зубчатым вендом во внутренний зубчатый венед шестерни (происходит блокировка).

Шестерни первой передачи и заднего хода имеют прямые зубья.

Для переключения передач в крышке картера коробки установлены три ползуна с вилками, соответственно сцепленными с муфтами двух синхронизаторов и шестерни первой передачи, установленными на вторичном валу.

Ползуны перемещают с помощью рычага, имеющего шаровую опору в горловине крышки картера. Для включения первой передачи и заднего хода необходимо поднимать предохранитель за чашечку под головкой рычага.

Ползуны имеют фиксаторы и замки обычного типа.

В задней крышке вторичного вала коробки передач расположена шестерня привода спидометра, соединенная с шестерней на вторичном валу.

Шестерни коробки передач смазывают маслом, захватываемым и разбрызгиваемым шестернями со дна картера. Игольчатые подшипники шестерен, находящихся в постоянном зацеплении вторичного вала, смазываются маслом под давлением. Для этого против переднего конца промежуточного вала с внешней стороны передней стенки картера коробки установлен специальный масляный насос.

Насос шестеренчатый, приводится во вращение от конца промежуточного вала коробки. Для устранения перенапряжения деталей насос имеет предохранительный шариковый клапан, который при чрезмерном повышении давления масла соединяет нагнетательный канал насоса с всасывающим.

Насос забирает масло через каналы в стенках картера из кармана поддона картера, отгороженного от картера сеткой. По каналу в передней стенке картера и каналу в крышке первичного вала масло поступает к радиальным каналам первичного вала. Далее, через осевой канал первичного вала, переходную втулку, по каналам во вторичном вале и через отверстия в распорных втулках масло поступает к игольчатым подшипникам шестерен постоянного зацепления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..