Устройство сцепления лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

Устройство сцепления лесовоза МАЗ-501

 

 

Устройство сцепления показано на фиг. 66.

Ведомый диск посажен на шлицы первичного вала коробки передач и зажат между маховиком и нажимным диском, расположенным внутри кожуха сцепления. Ведомый диск зажат одной центральной конической пружиной, которая находится между регулировочным фланцем кожуха сцепления и буртом муфты нажимных рычагов. На другом конце муфты, в обоймах на шариковых опорах закреплены концы двенадцати нажимных рычагов, выполненных из листовой пружинной стали,
 

Давление от пружины нажимными рычагами, опирающимися на кольцевую кромку регулировочного фланца кожуха сцепления, передается на кольцевую кромку нажимного диска.

Большое количество нажимных рычагов, расположенных по окружности, передают давление от пружины на нажимной диск равномерно, не вызывая перекосов и излишних напряжений его.

Когда сцепление включается, при нарастании давления нажимной пружины нажимные рычаги несколько изгибаются, обеспечивая более плавное нарастание давления на нажимной диск. Таким образом обеспечивается более плавное включение сцепления. Нажимная пружина находится снаружи кожуха сцепления и предохранена от перегрева.

Для обеспечения полного («чистого») выключения сцепления имеются отжимные пружины, которые при выключении сцепления отводят нажимной диск от ведомого диска. Для выключения сцепления на крышке подшипника первичного вала коробки передач установлена муфта выключения с радиально-упорным выжимным шарикоподшипником. Муфта выключения сцепления приводится в действие вилкой, насаженной на валике выключения, установленном в картере сцепления на двух втулках в приливах стенок картера. Снаружи картера, елевой стороны, на валике выключения посажен рычаг, соединенный тягой с рычагом ножной педали. Оттяжной пружиной муфта выключения оттягивается назад к коробке передач. Когда педаль отпущена, сцепление включено

и крутящий момент от двигателя передается к коробке передач. При нажатии на педаль сцепления под давлением выжимного подшипника муфты выключения на торец муфты нажимных рычагов нажимная пружина сцепления сжимается, а муфта, этих рычагов перемещает вперед внутренние концы рычагов. От этого наружные концы рычагов перестают давить на нажимной диск, последний отодвигается отжимными пружинами назад и освобождает от нажима ведомый диск — сцепление выключено. Ведомый диск облицован с обеих сторон фрикционными накладками, приклепанными к нему латунными заклепками. Массивный чугунный нажимной диск удерживается в литом кожухе сцепления четырьмя точно-обработанными выступами. Выступы служат для центрирования диска, чтобы он не провертывался внутри кожуха.

Регулировочный фланец кожуха сцепления отлит из чугуна. Он вставлен в центральное круглое окно кожуха и закреплен на кожухе при помощи шпилек с подложенными под гайки сухарями: и регулировочными прокладками. Толщина регулировочных прокладок 0,4 мм, в комплект прокладок для каждой шпильки включено 8 шт. С помощью регулировочных прокладок можно перемещать регулировочный фланец в кожухе вдоль оси сцепления и тем? самым изменять натяжение нажимной пружины.

Сцепление в сборе (кожух, регулировочный фланец, нажимной диск, нажимная пружина, нажимные рычаги с муфтой) балансируется с точностью 50 гсм, поэтому при вынужденной разборке и последующей сборке сцепления необходимо комплектовать кожух с нажимным диском и регулировочным фланцем согласно установочным меткам.

На картере сцепления на правой стороне установлены две масленки, а на левой — одна. Верхняя масленка с правой стороны соединена с выжимным подшипником муфты выключения сцепления при помощи гибкого шланга. Другие две масленки служат для смазки втулок валика выключения.

 

 

 

 

Фиг. 66 Сцепление
3 — маховик; 2 — нажимной диск; 3 — ведомый диск
4 и 5 — фрикционные накладки ведомого диска; 6 — шарик; 7 — кольцо шариков; 8 — ступица ведомого диска $ — подшипник, 10 — первичный вал коробки передач 11 — оттяжная пружина; 12 — кожух сцепления; 13 — фланец кожуха сцепления; 14— нажимная пружина; 15 — муфта нажимных рычагов; 16 — выжимной подшипник 17 — направляющая муфты выключения сцепления; 18 — оттяжная пружина муфты; 19 — муфта выжимного подшипника, 20 — вилка выключения сцепления, 21 — вал выключения сцепления; 22 — люк; 23 — регулировочные
прокладки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..