КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ Д-12А АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-525 и МАЗ-530

  Главная      Автомобили - МАЗ     Сверхтяжёлые автомобили-самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 (Смирнов М.В., Солонский А.С.) - 1960 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 


КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ Д-12А АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-525 и МАЗ-530



Коленчатый вал кованый с шестью шатунными и семью коренными шейками. Кривошипы расположены под углом 120°. Шейки вала полые, Полости шеек закрыты заглушками, стянутыми болтами. В первой шейке вала запрессован хвостовик для привода распределительных валов.

 

 

Хвостовик имеет внутренние шлицы, с помощью которых возможен отбор мощности до 40 л. с. на шлицевой вал.

Гасители крутильных колебаний маятникового типа, установленные на первых двух щеках коленчатого вала, предназначены для снятия напряжений от крутильных колебаний. Каждый гаситель состоит из трехрогого поводка, к которому подвешены на пальцах грузы (маятники).

Шатунные и коренные шейки коленчатого вала смазываются маслом, которое подводится к центру вала с переднего его конца и попадает к рабочим поверхностям через полости и радиальные отверстия в шейках. В каждой из коренных и шатунных шеек сделано по одному отверстию для выхода масла. В отверстие для смазки (кроме отверстия передней

коренной шейки) вставлены медные трубки, обжатые и развальцованные для предохранения от смещения.

Дополнительная очистка масла, подаваемого к коленчатому валу, осуществляется в результате отбрасывания механических примесей, оставшихся в масле, центробежной силой, возникающей при вращении вала (центрифугированием). Трубки, вставленные в отверстия для смазки шеек вала, препятствуют попаданию механических частиц в подшипники. Эти частицы отлагаются на стенках полостей шатунных шеек, наиболее удаленных от оси коленчатого вала, и в меньшей степени на стенках полостей коренных шеек.

Первая коренная шейка вала смазывается из полости первой шатунной шейки; все последующие полости шеек соединяются между собой каналами.

Масло через передний конец коленчатого вала прежде всего попадает в первую шатунную шейку; таким образом наиболее полная очистка масла осуществляется в полостях последних шеек, так как масло попадает в них, пройдя центрифугирование во всех шатунных и коренных шейках.

Шатуны левого и правого блоков цилиндров имеют общую шатунную шейку, что достигается применением главного шатуна в левом блоке и прицепного шатуна — в правом. Главный шатун (фиг. 12) соединяется с коленчатым валом при помощи разъемной нижней головки. Прицепной шатун соединяется с главным пальцем, закрепленным в проушине нижней головки главного шатуна.

Главный и прицепной шатуны изготовлены из легированной стали. Сечение стержней шатунов двутавровое. В верхние головки главных и прицепных шатунов запрессованы бронзовые втулки.

Крышка нижней головки шатуна крепится к шатуну шестью шпильками и центрируется кольцевой заточкой. В расточенном отверстии нижней головки зажат разъемный стальной шатунный вкладыш, залитый свинцовистой бронзой. Плоскость разъема нижней головки шатуна расположена под углом 60° к оси шатуна.

Вкладыши нижней головки шатуна окончательно растачивают одновременно со втулкой верхней головки для обеспечения параллельности их осей.

Комплект шатунов на двигатель подбирают по весу для предотвращения вредных вибраций дизеля, вызываемых его неуравновешенностью. Вес каждого шатуна отмечен на нем цифрой.
 

На крышках нижних головок и шатунах отмечены порядковые номера шатунов для облегчения их сборки.

Поршни из алюминиевого сплава, штампованные. Днище поршня специальной формы, способствующей наилучшему заполнению камеры сгорания при’впрыске топлива в цилиндр, наилучшему смесеобразованию и более эффективному сгоранию.

Поршень имеет две бобышки с отверстиями, в которые вставляется полый цементованный полированный плавающий палец, предохраненный от осевых перемещений заглушками из алюминиевого сплава. Снизу в бобышках просверлены по два сквозных отверстия, в которые попадает масло для смазки пальца, разбрызгиваемое в картере.

По наружной поверхности поршня проточено пять канавок для поршневых колец, из которых четыре расположены выше поршневого пальца и одно — ниже.

Для уменьшения трения поршня о стенки цилиндра средняя часть поршня, между четвертым и пятым поршневым кольцами, имеет овальную форму с меньшим размером вдоль оси пальца.

Чтобы предотвратить забрасывание масла в камеру сгорания, под четвертой и пятой канавками для поршневых колец просверлены отверстия для стока масла, снимаемого кольцами с зеркала цилиндра.

Верхняя часть поршня, начиная от четвертой канавки для колец, сделана конической с уменьшением диаметра к днищу, что обеспечивает необходимый зазор на горячем двигателе, так как этим компенсируется более высокая температура поршня в верхней части, ближе к камере сгорания.

Поршни, устанавливаемые в один двигатель, тщательно подбираются по весу для устранения вибраций от неуравновешенных сил инерции. Вес каждого поршня отмечается на поверхности одного из углублений. Для облегчения сборки на каждом поршне указан порядковый номер цилиндра.

Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна. Верхние два кольца, считая от днища, компрессионные, имеют прямоугольное сечение. Третье и четвертое кольца — трапецеидального сечения, по наружной поверхности имеют скос 5—6°. Эти кольца являются одновременно компрессионными и маслосъемными. Пятое, самое нижнее кольцо, сделано подобно двум предыдущим, но является только маслосъемным. Коническая поверхность последних трех колец способствует их быстрой приработке. Они устанавливаются большим диаметром конуса вниз, что способствует снятию масла с зеркала цилиндра.

Для уменьшения износа наружную цилиндрическую поверхность верхних двух колец покрывают слоем хрома.

Зазоры поршневых колец в канавках по высоте делают очень малыми, причем у нижних колец они меньше, чем у верхних, из-за большого коробления и закоксования, вызываемого более высокой температурой верхней части поршня.

 

 

 

Фиг. 11. Верхний вертикальный вал и привод топливного насоса:
1 — шестерня коленчатого вала; 2 — нижняя шестерня; 3, 7, 9, 10 — установочные кольца;
4 — стальная втулка; 5 — шарикоподшипник; 6 — средняя шестерня вертикального вала; 8 — стакан; 11 — верхняя коническая шестерня; 12 — заглушка с калиброванным отверстием; 13 — корпус привода топливного насоса; 14 — сальник; 15 — вал привода топливного насоса; 16 — установочный штифт.

 

 

 

 

 

Фиг. 12. Шатуны и поршневая группа.
1 — гайка; 2—крышка нижней головки главного шатуна; 3 — бурт на крышке главного шатуна; 4 — шатунные шпильки; 5 — выступ между проушинами главного шатуна; 6 — латунная шайба; 7 — стяжной болт пальца прицепного шатуна; 8 — прицепной шатун; 9—кольцевая выточка под верхним маслосбрасывающим кольцом; 10 — поршень; 11 — поршневой палец; 12 — заглушка поршневого пальца; 13 — главный шатун; 14 — палец прицепного шатуна; 15 — вкладыши нижней головки главного шатуна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..