КрАЗ-260, КрАЗ-260В, КрАЗ-260Г. Клапан управления тормозной системой
прицепа с однопроводным приводом
Клапан предназначен для управления тормозной
системой прицепа с однопроводным приводом, а также для ограничения
давления сжатого воздуха, поступающего в тормозную систему прицепа, до
заданной величины с целью предотвращения самозатормаживания прицепа
(полуприцепа) при колебаниях давления в пневматической системе
автомобиля-тягача. Устройство клапана показано на рис. 65.
Выводы клапана соединены: вывод Z — с клапаном управления тормозной
системой прицепа двухпроводного привода, вывод А — с однопроводной
тормозной магистралью прицепа, а вызод V — с питающей магистралью
двухпроводного привода.
Работа клапана. В исходном положении (при отсутствии необходимости
торможения) сжатый воздух подводится к выводу V. В отторможенном
состоянии пружина 2, воздействуя на шайбу 5, удерживает диафрагму 6 с
толкателем 10 в нижнем положении. При этом выпускной клапан 21 закрыт,
впускной клапан открыт и сжатый воздух проходит к выводу А и далее в
магистраль управления тормозами прицепа однопроводного привода. При
достижении в магистрали прицепа (вывод А) давления не менее 0,5 МПа (5
кгс/см2) поршень 11, преодолевая усилие пружины 12, опускается и
отверстие в нем закрывается впускным клапаном 19, который прижимается к
седлу. Подача сжатого воздуха в тормозную магистраль прицепа
прекращается. При снижении давления в тормозной магистрали прицепа ниже
указанной величины поршень 11 под действием усилия пружины 12
перемещается вверх и вновь открывает впускной клапан 19.
При торможении автомобиля сжатый воздух от тормозного крана подается к
тормозным камерам и к клапану управления тормозами прицепа
двухпроводного привода, от которого воздух подводится к выводу Z клапана
управления тормозами прицепа с однопроводным приводом. Далее сжатый
воздух через отверстие в корпусе 8 заполняет полость «а» и, преодолевая
усилие пружины 2, поднимает диафрагму 6 вместе с толкателем 10. При
перемещении толкателя 10 вверх стержень выпускного клапана 21 под
усилием пружины 20 прижимается к седлу толкателя до тех пор, пока
впускной клапан 19
закроет седло в поршне 11 и разобщит вывод V от вывода А. При
дальнейшем-перемещении толкателя 10 его седло отрывается от выпускного
клапана 21 и сообщает при этом вывод А с атмосферой. Сжатый воздух через
пустотелый толкатель и отверстие в верхней крышке выходит в атмосферу до
тех пор, пока давление под диафрагмой 6 (полость «а») и под ступенчатым
поршнем 9 не уравновесится давлением над ступенчатым поршнем 9. При
снижении давления в выводе А, поршень 9 опускается и перемещает
толкатель 10 вниз„ закрывая своим седлом выпускной клапан 21. Выпуск
воздуха из вывода А прекращается. Таким образом осуществляется следящее
действие и торможение прицепа происходит с эффективностью,
пропорциональной величине подводимого к выводу Z управляющего давления.
При оттормаживание автомобиля вывод Z сообщается с атмосферой через
атмосферное отверстие клапана управления тормозами прицепа с
двухпроводным приводом. Давление в полости «а» падает. Толкатель 10 с
диафрагмой 6 од действием пружины 2 возвращается в исходное положение.