Двигатель КАЗ-608 пускается стартером СТ130-А1 с принудительным
включением шестерни и роликовой муфтой свободного хода.
В систему пуска двигателя, связанную с его системой зажигания, входят:
стартер 7 (см. рис. 134), снабженный тяговым реле, и вспомогательное
реле 47 включения тягового реле, установленное на опорной поперечине
крепления кабины над двигателем (в автомобилях первого выпуска оно
установлено на внутренней стороне щитка приборов).
Управление стартером дистанционное: стартер включается выключателем
зажигания 43 (или 48), воздействующим на вспомогательное реле 47,
которое управляет тяговым реле стартера 7. Тяговое реле, срабатывая,
вводит шестерню стартера в зацепление с венцом маховика и включает
стартер на полное напряжение батарей.
Стартер включается поворотом ключа выключателя 17 (или 19) зажигания
(см. рис. 153) в крайнее нефиксированное положение (см. «Выключатель
зажигания»). При этом положении ключа система зажигания включена. Ток от
батареи поступает через выключатель 17 (или 19) в обмотку 18
вспомогательного реле и через якорь генератора на массу. При
срабатывании этого реле контакты 12 замыкаются и ток от аккумуляторной
батареи проходит во втягивающую 9 и удерживающую 11 обмотки тягового
реле. Якорь 10 этого реле, перемещаясь, диском 8 замыкает контакты а, b
и с ток от аккумуляторной батареи поступает в стартер.
Одновременно от зажима с ток поступает в первичную обмотку 13 катушки
зажигания, минуя добавочное сопротивление 14.
Замыканием контактов а и b втягивающая обмотка 9 закорачивается и якорь
10 удерживается во втянутом положении только удерживающей обмоткой 11 до
момента возврата ключа из третьего положения во второе (фиксированное).
При включении стартера обмотка 18 вспомогательного реле подключается на
разность напряжений батарей и генератора — соединяется с массой через
якорь генератора. Благодаря этому
обеспечивается блокировка — реле отпускается автоматически, отключая
стартер от батарей, когда двигатель начинает работать, и разность между
напряжением батарей и возросшим напряжением генератора будет в пределах
3—5,5 в.