Снятие коробки передач и коробки отбора мощности. Устанавливают
автомобиль на эстакаду или смотровую яму, чтобы обеспечить удобный
доступ к коробке передач снизу; поднимают кабину; отвертывают болты
крепления поперечины кабины (слева по ходу автомобиля) к раме;
отсоединяют от рычага тягу ручного управления дросселем, от карбюратора
— тягу управления воздушной заслонкой, трос управления тормоза — от
рычага привода жалюзи, трос управления жалюзи — от рамы; ослабляют скобу
крепления левого топливопровода топливного бака от поперечины кабины и
освобождают топливопровод; отсоединяют провода пускового подогревателя
от электродвигателя подогревателя, от электромагнитного клапана и
запальной свечи подогревателя, вертикальную тягу ручного тормоза — от
рычага; снимают рукоятки рычагов раздаточной коробки; отсоединяют трубки
системы питания от крана переключения топливных баков; снимают защитный
щиток крана; отсоединяют от полика запорный клапан гвдровакуумного
усилителя тормозов.
Ослабляют скобу крепления левого топливопровода топливного бака от
поперечины кабины и освобож-дают топливопровод; снимают крышку пульта
управления пусковым подогревателем; отсоединяют провод от кнопочного
предохранителя пускового подогревателя, клемму провода от выключателя
массы, резиновую трубку от сапуна гидровакуумного усилителя тормозов,
трубопровод от крана управления системой регулирования давления в шинах;
снимают рукоятку рычага коробки отбора мощности, защитный колпак рычага
коробки передач; снимают рычаг управления коробкой передач, для чего,
нажимая на рычаг вниз, повертывают фиксирующий колпак верхней крышки
против часовой стрелки; закрывают отверстие в верхней крышке под рычаг
деревянной заглушкой; отсоединяют передний конец промежуточного
карданного вала; снимают полик вместе с поперечиной кабины, кронштейн
крепления рычагов раздаточной коробки, пружину вилки сцепления;
отвертывают масленку подшипника муфты выключения сцепления; снимают
вентиляционную крышку картера сцепления; вынимают вилку сцепления;
отвертывают гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и
снимают коробку передач с коробкой отбора мощности вместе с подшипником
выключения сцепления.
Разборка коробки передач. Отвертывают контрольную и маслосливиую пробки
картера и сливают масло (если оно не было слито раньше); снимают муфту с
подшипником с передней крышки коробки передач; отвертывают болты и
снимают верхнюю крышку коробки передач в сборе; снимают прокладку между
верхней крышкой и картером коробки передач; отвертывают гайку крепления
муфты вторичного вала и снимают шайбу, муфту и распорную втулку.
Отвертывают болты, снимают крышку вторичного вала. Вывертывают сапун и
выпрессовывают сальник; снимают прокладку между картером и крышкой
вторичного вала;
отвертывают болты, снимают крышку первичного вала; снимают прокладку
между картером и крышкой первичного вала; отвертывают гайки, снимают
коробку отбора мощности (в комплектации без лебедки отвертывают болты,
снимают крышку люка отбора мощности); снимают прокладку между картером и
коробкой отбора мощности или крышкой люка; выпрессовывают первичный вал
в сборе с подшипником. Далее в съемник ввертывают шпильку 6 (рис. 101) с
бойком 7 и ручкой
8. Устанавливают губки 3 так, чтобы между ними образовалось отверстие, и
надевают на первичный вал. Сжимают губки винтом 4. Придерживая съемник
за ручку 8, ударами бойка 7 выпрессовывают первичный вал 5 из картера
коробки передач.
Выбивают из картера подсобранный вторичный вал. Съемник собирают с
короткими шпильками б, как показано на рис. 102. Затем с помощью
вкладышей 2, вращая винт
9, спрессовывают подшипник 1. Вынимают из картера подсобранный вторичный
вал. Снимают стопорные кольца шариковых подшипников пер-вичного и
вторичного валов. Отвертывают болты, снимают заднюю крышку
промежуточного вала, прокладку между картером и крышкой
промежуточного вала, упорную пластину оси заднего
хода. Для снятия шарикового подшипника промежуточного вала выбивают
переднюю заглушку и выдвигают вал назад. Раскернивают и отвертывают
гайку подшипника. После этого спрессовывают задний подшипник
промежуточного вала; вынимают из картера промежуточный вал 14 (см. рис.
100) с внутренним кольцом роликового подшипника в сборе; снимают с
промежуточного вала внутреннее кольцо роликового подшипника;
выпрессовывают из картера наружное кольцо роликового подшипника
промежуточного вала; устанавливают съемник (рис. 103) на заднюю
плоскость картера коробки передач. Винт 2 с помощью штифта 1 ввертывают
в ось блока шестерен заднего хода, как показано на рисунке. Вращая
гайку 3 съемника ключом по часовой стрелке,
выпрессовывают ось и вынимают блок шестерен заднего хода.
Разборка первичногова-л а. Снимают стопорное кольцо
и вынимают упорное кольцо и ролики переднего подшипника вторичного вала;
раскернивают и отвертывают гайку крепления шарикового подшипника.
Собирают съемник с короткими шпильками 6 (см. рис. 102). Затем с помощью
вкладышей 10 спрессовывают подшипник 11.
Разборка вторичного ва-л а. Снимают с вала шестерню 6 (см. рис. 100) I
передачи и заднего хода. Раскернивают и отвертывают гайку крепления
ступицы муфты III и IV передач. Снимают муфту III и IV передач и
спрессовывают ступицу. Для этого съемник собирают с короткими шпильками
6 (см. рис. 102) и с помощью вкладышей 10 спрессовывают ступицу 12.
Снимают последовательно шестерню III передачи, распорную втулку, упорную
шайбу, шестерню II передачи.
Разборка верхней крышки. Вынимают заглушки из отверстий под плунжеры и
штоки; выбивают из горловины крышки два штифта; снимают коническую
пружину; расшплинтовывают и отвертывают стопорный винт вилки включения
I и II передач. Выбивают штифт переводной головки и вынимают шток.
Расшплинтовывают и отвертывают стопорный винт вилки III и IV передач и
вынимают шток. Вынимают из него стопорный палец; выбивают из вилки и
переводной головки заднего хода стопоры; снимают со штока переключения
заднего хода вилку и переводную головку, вынимают шток; вынимают из
отверстий крышки
плунжеры, пружины и шарики фиксаторов штоков.
Осмотр и контроль деталей коробки передач. Детали разобранной коробки
передач (за исключением подшипников) держат в моющем растворе, а затем
промывают. В деталях, имеющих масляные каналы, последние тщательно
прочищают. Проверяют состояние зубьев шестерен. На рабочей поверхности
зуба, на площади не более 10% всей поверхности, допускаются мелкие
раковины (питтинг). Незначительные забоины, заусеницы на торцах зубьев
зачищают. Сколы на рабочей поверхности не допускаются. Осматривают
состояние шлиц в шлицевых соединениях. При наличии на шлицах задиров,
сильного изнашивания, смятия или выкрашивания детали заменяют.
Подшипники промывают и протирают или продувают сжатым воздухом.
При сборке коробки передач учитывают, что перед установкой все
прокладки, болты и места уплотнений картера, крышек и заглушек смазывают
герметизирующей пастой следующего состава: синтетический каучук 11,4%,
белила цинковые 18,6%, бензин Б-70 70%.
Подшипники напрессовывают на валы, прикладывая усилие только к
внутреннему кольцу подшипника.