(рис. 27) масляного типа с активной
маслованной предназначен для очистки воздуха, поступающего в двигатель.
В целях снижения уровня внутреннего шума в кабине автомобиля в воздушный
фильтр введен глушитель 12 шума впуска двигателя, а в связи с введением
системы закрытой вентиляции картера в фильтр введено устройство по
обеспечению отвода газов.
Воздушный фильтр состоит из трех основных неразборных узлов: корпуса
фильтра с поддоном; фильтрующего элемента 9 с крышкой; глушителя шума
впуска.
Рис. 27. Воздушный фильтр двигателя:
1—горловина с воздухонаправляющим патрубком;
2—отверстие для отвода картерных газов; 3—поддон; 4—уплонительиая
прокладка; 5—патрубок отвода картерных газов; 6—корпус фильтра; 7—
маслоотражатель фильтрующего элемента; 8—корпус фильтрующего элемента;
9—фильтрующий элемент; 10—козырек корпуса фильтра; 11—крышка с
противошумной прокладкой и держателем; 12—глушитель шума впуска; 13—винт
крепления воздушного фильтра к карбюратору; 14—патрубок отвода воздуха к
компрессору
ГАЗ-66-11. Впускная труба двигателя ЗМЗ-66-06
(рис. 28) — одноярусная (с расположением
впускных каналов в один ряд), отлита из алюминиевого сплава, введена
взамен ранее применяемой двухъярусной, у которой впускные каналы
располагались по высоте в два ряда.
Кроме основного назначения — подвода горючей смеси от карбюратора к
цилиндрам двигателя — она служит одновременно крышкой полости
толкателей, а также корпусом фильтра полнопоточной очистки масла.
Для подогрева горючей смеси впускная труба имеет полость, сообщающуюся с
водяной рубашкой двигателя. Охлаждающая жидкость через соединительные
каналы 1 поступает из головок двигателя, омывает впускные каналы трубы и
через выходной патрубок, в котором устанавливается термостат, выходит в
радиатор или при закрытом термостате в водяной насос.
На приливе трубы, в зоне выхода охлаждающей жидкости в выходной
патрубок, имеется бобышка с коническим резьбовым отверстием 12 (3/8"), в
которое ввертывается штуцер, соединяющий водяную
полость трубы с водяным насосом
для обеспечения перепуска охлаждающей жидкости при закрытом клапане
термостата. Между трубой и головками, а также трубой и блоком двигателя
расположены четыре резиновые прокладки: две боковые, передняя и задняя.
Гайки основного крепления трубы, имеющие резьбу М8Х 1* затягивают
динамометрическим ключом усилием от 2,0 до 2,5 кгс • м. При этом
затягивают их, начиная от середины, попеременно то на правом, то на
левом ряду шпилек в порядке, указанном на рис. 28, в.
Соблюдение нужного усилия и последовательности затяжки особенно важно
при резиновых прокладках, так как последние не могут ограничить затяжку
до упора. Целесообразнее гайки затягивать в два-три приема.
На переднюю правого ряда и заднюю левого ряда шпильки, имеющие резьбу Ml
1X1, устанавливают грузовые гайки, которые затягивают моментом 2,5...5
кгс • м. Допускается снижение крутящего момента затяжки гаек основного
крепления впускной трубы до 1,5 кгс- м.
На двигателях автомобилей ГАЗ-66 вып. с 1985 г. введена принудительная
система закрытой вентиляции картера двигателя (СЗВК) (рис. 29),
действующая от разрежения, создаваемого во впускной трубе и
воз-духоочистителе. Система состоит из:
маслоотделителя, устанавливаемого на впускной трубе;
дополнительного устройства воздухоочистителя;
соединительных шлангов основной и малой ветви.
Рис. 28. Впускная труба:
а—вид снизу; б—вид сверху; в—схема порядка затяжки гаек; 1—каналы для
входа охлаждающей жидкости; 2—технологические отверстия (два); 3—бобышки
крепления трубы; 4—фланец крепления маслоотделителя; 5—отверстие с
резьбой для датчика указателя температуры воды в двигателе;
6—балансировочные отверстия впускных каналов; 7—фланец карбюратора;
8—отверстие с резьбой для крепления фильтра тонкой очистки топлива;
9—резервное отверстие с резьбой 3/8"; 10—отверстие с резьбой для краника
отопителя кабины; 11—фланец патрубка термостата; 12—отверстие с резьбой
для штуцера шланга перепуска охлаждающей жидкости; 13— фланец кожуха
фильтра очистки масла; 14-отверстие с резьбой для фильтра очистки масла;
15—отверстие с резьбой для штуцера подвода масла к фильтру очистки
масла; 16— отверстие (два) с резьбой для шпилек крепления генератора;
17— отверстие с резьбой для подсоединения калиброванного штуцера шланга
вентиляции картера; 18— резьбовое отверстие отбора вакуума к усилителю
тормозов; 19—отверстие с резьбой для крепления кронштейна валика привода
карбюратора; 20—бобышки (две) шпилек установки грузовых гаек
Маслоотделитель состоит из корпуса 14, крышки 12 и
гофрированного сетчатого элемента 15. Места соединений корпуса и крышки
маслоотделителя, его корпуса с гнездом впускной трубы, а также болтов
крепления уплотнены прокладками. Прокладка 13—формованная, изготовляется
из масло-, бензостойкой резины. Прокладки 5 и 6 фибровые. Сетчатый
элемент 15 маслоотделителя предназначен для улавливания паров масла из
картерных газов, а также является пламегасителем.
Дополнительное устройство воздухоочистителя представляет собой
приваренный к нижней части корпуса фильтра 6 (см. рис. 27) поддон 3 с
вытяжным патрубком 5. Между корпусом воздухоочистителя 2 (см. рис. 29) и
поддоном 3 образована полость, которая соединяется через специальное
отверстие 2 (см. рис. 27) с полостью горловины карбюратора.
В патрубке 1 (см. рис. 29) горловины фильтрующего элемента
воздухоочистителя введено восемь отверстий диаметром 15 мм. Вытяжной
патрубок 8 поддона воздухоочистителя соединен с маслоотделителем
посредством формованного резинового шланга 9 основной ветви. Шланг малой
ветви 4 соединяет шланг основной ветви со специальным каналом впускной
трубы, имеет на одном конце латунную трубку 10 диаметром 4 мм, а на
другом конце штуцер 11 с конической резьбой 1/8". Шланг основной ветви
имеет в средней части специально сформованный отросток, в который
вставляется латунная трубка 10 шланга малой ветви. Штуцер шланга малой
ветви ввертывается в резьбовое отверстие впускной трубы 16, которое
специальным каналом выводится под карбюратор 7.
При работе двигателя на режимах полной и больших частичных нагрузок (см.
рис. 29, б), когда дроссельные заслонки карбюратора полностью или
значительно открыты, воздух, проходя через воздухоочиститель, резко
увеличивает скорость потока на выходе из патрубка воздухоочистителя и
эжекционным эффектом создает разрежение в полости между поддоном 3 и
корпусом 2 воздухоочистителя. Созданным разрежением картерные газы из
картера двигателя через сообщающиеся каналы отсасываются в полость,
образуемую между впускной трубой и развалом блока цилиндров двигателя.
Оттуда, пройдя через масло-
отделитель и шланг основной ветви СЗВК, поступают в
полость поддона 3 воздухоочистителя. Через специальное отверстие 2 (см.
рис. 27) в корпусе воздухоочистителя картерные газы, выходя из полости
поддона, подхватываются воздушным потоком воздухоочистителя и,
смешиваясь с топливовоздушной смесью в карбюраторе, поступают во
впускную трубу и далее в цилиндры двигателя, где и сгорают. Так работает
основная ветвь системы закрытой вентиляции картера.
При работе двигателя на режиме холостого хода и малых частичных
нагрузках (см. рис. 29, а), когда дроссельные заслонки прикрыты
настолько, что разрежения, создаваемого в полости поддона
воздухоочистителя, недостаточно для отсоса картерных газов, вентиляция
картера осуществляется посредством разрежения, создаваемого во впускной
трубе. В этом случае картерные газы отсасываются во впускную трубу через
канал, выведенный в ней в зону под карбюратор. Картерные газы при этом в
двигателе и маслоотделителе проходят таким же путем, что и на режимах
полной нагрузки (основной ветви СЗВК), но далее из полости шланга 9,
соединяющего маслоотделитель с воздухоочистителем, отсасываются через
шланг 4 малой ветви СЗВК непосредственно во впускную трубу, мииуя
воздухоочиститель. При этом картерные газы частично смешиваются с
воздухом, отсасываемым из воздухоочистителя через шланг основной ветви.
Для получения необходимой характеристики работы СЗВК в патрубке /
горловины корпуса фильтрующего элемента воздухоочистителя введено восемь
дополнительных отверстий диаметром 15 мм, а в штуцере И шланга 4,
ввернутом во впускную трубу, введено калиброванное отверстие диаметром
1,5 мм. При введении СЗВК в двигателе ранее выпускавшихся автомобилей
исключены фильтр вентиляции картера и вытяжная труба, а маслозаливная
горловина перенесена на левую крышку коромысел и закрывается глухой
пробкой.