ГАЗ-66-11. Двигатель ЗМЗ-66-06 (устройство и ремонт)

  Главная      Автомобили - ГАЗ     Автомобиль ГАЗ-66-11: Устройство, техническое обслуживание и ремонт (А.М. Бутусов) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

ГАЗ-66-11. Двигатель ЗМЗ-66-06 (устройство и ремонт)

 

 


На автомобиль ГАЗ-66-11 устанавливают двигатель ЗМЗ-66-06 Заволжского моторного завода. Двигатель V-образный, восьмицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный. Рабочий орган цилиндров 4,25 л при диаметре цилиндров 92 мм, ходе поршня 80 мм. Разрезы двигателя (продольный и поперечный) показаны на рис. 6 и 7, а скоростная характеристика дана на рис. 8. Двигатель имеет степень сжатия 7 и рассчитан на бензин А-76 по ГОСТ 2084—77.

Двигатель крепится к раме в четырех точках (рис. 9). Две опоры 1 и 5 крепления находятся спереди с правой и левой сторон блока цилиндров, а две другие — сзади под приливами картера сцепления. Передние опоры состоят из резиновых подушек с привулканизированной к ним стальной арматурой. Каждая задняя опора состоит из двух подушек, одна из которых располагается сверху поперечины крепления двигателя, другая снизу.

 



ГАЗ-66-11. Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЗМЗ-66-06

Блок цилиндров 2 (см. рис. 6) отлит из алюминиевого сплава АЛ4 ГОСТ 2685—75 и подвергнут термической обработке и пропитке специальной искусственной смолой, обеспечивающей герметичность отливки. Блок цилиндров представляет собой моноблочную У-образную конструкцию. Угол развала цилиндрической части блока равен 90°. Стенки блока образуют водяную рубашку цилиндров, в нижней части которой имеются гнезда для установки гильз цилиндров. По контуру водяной рубашки в специальные бобышки ввертываются шпильки крепления головок цилиндров. Для повышения жесткости блока нижняя плоскость его

расположена ниже оси коленчатого вала на 75 мм. В торцовых стенках и трех внутренних перегородках выполнены гнезда для коренных подшипников коленчатого вала и подшипников распределительного вала.

Нижняя половина гнезда коренного подшипника выполнена крышкой 1 из ковкого чугуна КЧ 35-10 ГОСТ 1215—79. Кроме крышки заднего коренного подшипника на задней стенке блока располагается сальникодержатель.

Крышки коренных подшипников и сальникодержатель растачиваются

совместно с блоком, поэтому они не взаимозаменяемы и после разборки должны устанавливаться на свои места. Четыре крышки, кроме передней, одинаковые, поэтому во избежание их перепутывания при переборках двигателя на второй, третьей и четвертой крышках нанесены порядковые номера 2, 3 и 4. На пятой крышке номер не ставится.

К заднему торцу блока крепится картер сцепления. Точное расположение картера на блоке обеспечивается двумя установочными штифтами. Установочное отверстие и привалочная плоскость на картере сцепления для крепления коробки передач обрабатываются в сборе с блоком цилиндров при проточке постелей коренных подшипников, поэтому

перестановка картеров с блока на блок без специальной подгонки недопустима.

 

 

 

 

 

Рис. 6. Поперечный разрез двигателя

 

 

 

 

Гильзы цилиндров 3 изготовляют из специального износостойкого чугуна. В верхней части гильза имеет фланец для уплотнения с прокладкой головки, в нижней — шлифованный поясок и буртик для фиксации в блоке цилиндров и уплотнения. В нижней части гильза уплотняется медным кольцом 4, в верхней — прокладкой головки цилиндров. Надежность этого уплотнения зависит от надлежащего выступания верхнего фланца гильзы над поверхностью блока цилиндров, которое обеспечивается точностью изготовления блока и самой гильзы. Величина этого выступания колеблется в пределах

0,02...0,10 мм. По диаметру цилиндра гильзы разбивают на пять размерных групп. Маркировка производится на шлифованном пояске гильзы. Условное обозначение групп А, Б, В, Г и Д.

Поршни изготовляют из алюминиевого сплава АЛ-30 ГОСТ 2685—75. Головка поршня цилиндрическая с плоским днищем. На головке поршня имеются три канавки, в которых рас-полагаются поршневые кольца — два компрессионных и одно маслосъемное. Юбка поршня в поперечном сечении — овал, а в продольном — конус. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, а большее основание конуса — внизу. В средней части поршня выполнены бобышки с отверстиями под поршневой палец. В отверстиях проточены

канавки для стопорных колец. Под бобышками имеются приливы для подгонки поршней по весу. Во избежание стука при переходе поршня через мертвые точки ось отверстия под поршневой палец смещена относительно оси поршня на 1,5 мм. Поверхности поршней для улучшения при-рабатываемости покрыты слоем олова.

Поршни сортируют на пять размерных групп по большему диаметру юбки и на четыре группы по диаметру отверстия под поршневой палец. По диаметру юбки маркировка буквенная и выбивается на днище поршня, а по диаметру под поршневой палец — цветовая и наносится на одной из бобышек на внутренней стороне поршня.

 

 

 

 

 

Рис. 7. Продольный разрез двигателя

 

 

 

 

Рис. 8-9

 

 

 

 

Компрессионные поршневые кольца изготовлены из серого чугуна индивидуальной отливкой. Наружная цилиндрическая поверхность верхнего кольца хромированная, а нижнего луженая. Замок колец прямой. Монтажный зазор замка у компрессионных колец, установленных в цилиндр, равен 0,4±0,1 мм. Маслосъемное кольцо состоит из двух плоских стальных дисков и двух расширителей — осевого и радиального. Наружная цилиндрическая поверхность дисков хромирована.



Поршневые пальцы — плавающего типа, пустотелые, изготовлены из стали 15Х ГОСТ 4543—71. Их наружную поверхность подвергают цементации на глубину 1...1,5 мм и закаливают токами высокой частоты. От продольных перемещений палец удерживается в поршне двумя стопорными кольцами.


Шатуны изготовляют из стали 45 Г2 ГОСТ 4543—71. В поршневую головку шатуна запрессовывают втулку из бронзы БрОЦС 4-4-2,5 ГОСТ 5017—74. Кривошипная головка шатуна имеет крышку, которую обрабатывают совместно с шатуном, поэтому при переборках двигателя крышку устанавливают на тот же шатун, с которого она была снята. Во избежание перепутывания крышки и шатуны клеймят порядковым номером цилиндра, в который установлен данный шатун. Номера выбивают на одной из бобышек под болт шатуна. При правильной сборке эти номера должны располагаться с одной стороны шатуна.

Гайки шатунных болтов затягивают динамометрическим ключом и стопорят штампованными пружинными контргайками. В месте перехода кривошипной головки в стержень имеется отверстие диаметром 1,5 мм, через которое периодически выбрасывается струйка масла, смазывающая стенки цилиндров. Поршни и шатуны точно подогнаны по весу. Разница в весе одного комплекта, состоящего из шатуна, поршня и поршневого пальца, не должна превышать 8 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..