Качество передачи речи — одна из важнейших
эксплуатационных характеристик любой телефонной и радиоэлектронной
аппаратуры. Поэтому для производства и эксплуатации этой аппаратуры
необходимо иметь методы количественной оценки ее качества. Желательно
также, чтобы показатели качества передачи речи были не только числовыми,
но и носили объективный характер, т. е. не зависели бы от мнения лиц,
проводивших испытания.
Сложность установления таких показателей для оценки качества передачи
речи объясняется разнообразием воздействующих факторов, а также тем, что
конечными звеньями речевого тракта являются не технические, а
биологические элементы: голосовой аппарат говорящего и слуховой аппарат
принимающего речь абонента. Известно, что характеристики речи и слуха не
только у разных людей различны, но даже у одного и того же лица
значительно изменяются в зависимости от внешних условий. Поэтому при
оценке качества передачи речи широко применяют статистические методы.
Обобщенно требования к качеству передачи речи во всех возможных случаях
практики могут быть сведены к следующим трем [23]: 1) разборчивость
(внятность); 2) громкость; 3) натуральность.
Первое требование отображает выполнение системой при-емо-перёдачи речи
своего главного предназначения — обеспечить, чтобы слушающий правильно
понял смысл того, что ему передается. Для этого принимаемая речь должна
обладать достаточной степенью разборчивости. Второе требование —
громкость— определяет желательный уровень принимаемых сигналов, который
в оптимальных условиях должен быть таким, чтобы не вызывать утомляющего
напряжения слухового аппарата. Третье требование — натуральность —
оценивает способность системы воспроизводить не только смысл
передаваемой речи, но и ее тембр, индивидуальные особенности голосов
различных говорящих.
Мерой разборчивости в водолазных телефонных трактах принято считать
величину словесной разборчивости W, определяемую как отношение числа
правильно принятых по испытуемому тракту слов N2 к достаточно большому
общему числу переданных N1 и выраженную в процентах,
После определения процента разборчивости речи
возникает вопрос об оценке полученной величины и отнесении аппаратуры к
тому или иному классу качества. Это может быть сделано на основании
табл. 5.1 [29].