ТУРИЗМ И ОХРАНА ПРИРОДЫ

  Главная      Учебники - Туризм       Времена года, или Приглашение к путешествию (Ганопольский В. И.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ТУРИЗМ И ОХРАНА ПРИРОДЫ


Мне вспоминается характерный эпизод из собственной практики.

Мы совершали со студентами-первокурсниками учебный пеший поход от Вязынки через Налибокскую пущу к Столбцам. Один из биваков был недалеко от Ивенца, у истоков Уссы.

Отряды уже вышли на маршрут.

И я уже собирался надеть рюкзак, когда подошел пожилой, но очень энергичный человек и спросил: «Кто здесь ночевал? Откуда эти туристы?» — «Из Минска. Студенты института физкультуры»,— ответил я, и не очень приятное предчувствие холодной змейкой вползло в мою душу. Хотя мы осмотрели стоянки всех отрядов еще до их выхода, и все было в полном порядке, но мало ли что... Чего-нибудь не заметили. А кто этот человек? Человек представился сам: «Я был здесь лесничим. Теперь на пенсии. Здесь часто бывают туристы, проводят слеты. А я по привычке присматриваюсь. Иногда очень скверно оставляют место лагеря. А ваши молодцы!»

Этот несколько неожиданный оборот был, естественно, приятным: комплименты всегда желанны. Но, положа руку на сердце, я отлично знал, что мы далеко не такие уж

молодцы. Не сразу отрядам давалось разрешение на выход: кто-то бумажку-другую забыл сжечь, кто-то место костра недостаточно тщательно задерновал, заготовленные, но не использованные дрова не везде были аккуратно сложены. Но в принципе, день за днем студенты привыкали наводить идеальный порядок. Очень важно приучить новичков к тому, чтобы место, где был лагерь, не отличалось от того, которое было до нас.

В числе условий выполнения нормативных требований комплекса ГТО по туризму предусмотрены и такие, как выбор места бивака, разжигание костра, приготовление пищи. Эти требования комплекса при их буквальном толковании без должной подготовки, без сознательного отношения к окружающей нас в походе природе могут привести к весьма нежелательным последствиям.

Туристская группа, скажем, в двадцать человек должна поставить для ночлега минимум пять средних размеров палаток и организовать костер для приготовления пищи. Если палатки не снабжены стойками и нет металлических колышков (либо «шпилек»), то для установки такого лагеря (всего на одну туристскую группу) потребуется :

десять деревянных стоек высотой до 140 см и диаметром (удобным) порядка 3 см;

древесина с диаметром 3 см — молодые деревья (береза, ольха и т. п.). Если в руках топор, а ходить по лесу в поисках подходящего материала из валежника нет охоты, то для обеспечения лагеря только стойками понадобится до десятка, а то и все 14 (!) — для удобства, разумеется,— деревьев;

колышков КЭДо по полному комплекту 14 штук на палатку; то есть 14X5=70 штук. Однако сообразим: их можно нарубить из валежника или отходов от производства стоек; а если не сообразим, то будем еще рубить деревья;

для костра нужны две рогулины, а это уже само собой— два дерева с диаметром побольше 7—8 см, и еще перекладина длиной метра полтора, обязательно сырая, сухая-то будет быстро прогорать.

Итак, имеем весьма внушительный итог: на 20 человек будет срублено немногим меньше двадцати деревьев. Ну, пусть десять. Десять деревьев — на 20 человек. Это очень много, если принять во внимание, что походы выходного дня — самые массовые, что в этих походах принимают участие тысячи людей. А это значит, что от воспитания людей словом нужно переходить к решению вопросов охраны природы делом. Что касается рубки деревьев для обеспечения бивака необходимым снаряжением, каеалось бы неразрешенных проблем нет. В любой школе, где есть мастерские (а мастерские для обеспечения пр фтехобразования в общеобразовательной школе есть практически везде), нет никаких трудностей в изгото зле-нии комплектов стоек и колышков (либо «шпилек»). То же — в еще большей степени — относится к ГПТУ и техникумам, вузам и предприятиям, научно-исследовательским институтам. С другой стороны, было бы совсем неплохо, если бы отечественные палатки (как палатки производства ГДР, Польши, Венгрии) выпускались бы и поступали в продажу с комплектом стоек и «шпилек». Это же очень просто!

Туризм и костер, кажется, неразделимы. И песни у костра, и песни о костре. Вспомним просто так, для примера;

...Я смотрю на костер угасающий...

Пляшет розовый отблеск огня...

...Подбрось-ка дров в огонь...

...костры скитаний в глазах дрожат...

...костра по утрам не раздуть...

...серый дым создает уют..,

...искры тлеют и гаснут сами...

Конечно, приятно посидеть с друзьями у костра, приятно спеть свои любимые песни, о чем-то поговорить, что-то вспомнить. Конечно же, нужно уметь, оказавшись в аварийной ситуации, в тайге, в лютый мороз, разжечь костер и выжить. Нужно уметь разжечь костер в любую погоду, правильнее — в любую непогоду. И, наконец, нельзя полностью отказаться от костра только потому, что костер — это атавизм вообще и анахронизм в частности. В туристских походах и путешествиях по тайге и в горнотаежных районах костер еще долго будет единственным средством, обеспечивающим приготовление пищи, а дрова — единственным видом топлива, используемого для печки в лыжных походах по лесной, ненаселенной местности. Но от дров, как топлива, давно уже отказались и альпинисты, и туристы-горняки, заменив их бензином, а костер — примусом (отечественного производства — «Шмель», импортного — «Фебус», «Ювель»). В горные походы с примусами ходят уже не только на маршруты IV—VI категорий сложности, но и в «единички» и «двойки». А туристам-лыжникам, путешествующим в районах Заполярья и Арктики и вовсе нечего было бы думать о дровах — с первых шагов поклонники этого вида лыжных путешествий (в тундре и арктической пустыне) осваивали

только керосиновые и бензиновые нагревательные приборы. Сначала это были обычные примусы, потом аппараты системы Нансена, позже — те же «Шмели». Успешно (вероятно, это даже более перспективно) применяются примусы более легких систем, более экономичные (отечественные «Турист» или «Ювель» производства ГДР). Применяют и паяльные лампы.

Это о примусах. Есть еще и газ. Газом также пользуются давно. Его преимущества по сравнению с бензином огромны: существенно выше теплотворная способность и никогда не будет запаха бензина — ни от продуктов, ни от впереди идущего «керосинщика». Но у газа есть и существенные недостатки: он «упакован» в большие тяжелые стальные баллоны.

Конечно, в лесах Белоруссии и Прибалтики, в Подмосковье и на Карельском перешейке, в лесистых и предгорных долинах Кавказа и Карпат, Тянь-Шаня и Памиро-Алая дрова есть. В наших лесах — больше, в Средней Азии и на Кавказе — меньше. Пока дрова есть.

А сколько их нужно на ближайшие и отдаленные годы? Этот вопрос все больше и больше беспокоит работников лесного хозяйства. В одной из своих статей известный географ профессор В. С. Преображенский, писал: «Ученые подсчитали, что группа туристов из восьми человек сжигает за сутки на костре около 0,5 кубометра дров. Представьте, сколько древесины надо туристам, если их в стране миллионы». Ну, пусть не миллионы, если говорить о о туристах-спортсменах, то есть занимающихся туризмом регулярно, постоянно, во все выходные и праздничные дни и во все свои отпуска, а десятки тысяч. На зато отдыха-ющих-то (которых все равно называют туристами) действительно миллионы, и есть они хотят ничуть не меньше, а вот с кострами работают значительно хуже, дров сжигают намного больше, так как в любом деле знания, умения, навыки и опыт — в том числе и в деле разжигания и эксплуатации костра —с неба не падают.

А так ли обязателен костер для небольшой группы туристов (или просто отдыхающих на лоне природы), если речь идет о приготовлении пищи? Примус — это удобно, и нет толстого слоя копоти на котелках или кастрюлях. На примусе можно быстро приготовить пищу в любую погоду, а в очень скверную (ливневый дождь, густой продолжительный снегопад, очень сильный ветер, когда костер не просто неудобен, а и смертельно опасен для леса) — в палатке. Правда, если вы готовитесь к многодневному походу и при этом планируете приготовление пищи в па-латке, необходимо изготовить небольшую «кухню» из тонкого листового дюраля. (Конструктивные варианты и чертежи ее публиковались в журнале «Турист».)

Одной заправки примуса (около 700 мл) вам вполне хватит на сутки на группу в 6—8 человек, а двух заправленных примусов — на двухдневный поход.

Так стоит ли разводить костры и сжигать шесть-восемь кубометров дров на каждую небольшую группу, когда такие группы сотнями и тысячами устремляются в леса родного края?

К сожалению, это не все. Сжечь несколько кубометров дров — это еще полбеды, а вот поджечь лес — это уже беда.

Вот о чем следует думать прежде всего, решая задачу: костер или примус?

Проблема охраны природы и природных ресурсов — проблема общечеловеческая, проблема глобальная. Для ее эффективного решения мало организационных и воспитательных мероприятий даже в масштабах целых государств и континентов — нужны крупные экономические решения. Мы не можем, разумеется, отказываться от реализации тех возможностей, которыми располагаем,— от использования всех доступных нам средств организационного и воспитательного порядка. Может быть, именно в воспитании подрастающего поколения в духе глубокого, искреннего уважения к природе и закладывается фундамент будущих успехов в деле охраны нашей планеты? Но не будем забывать и о том, что за деревьями леса не видят. Слишком явно ведет наступление на природу научно-технический прогресс: уменьшается площадь лесов (не деревья, а целые пространства леса европейского и тайги азиатской) — для посевов, для заводов, для жилых массивов, для транспортных магистралей, с невероятной скоростью загрязняются промышленными отходами реки, озера, моря.

Может быть, нынешняя молодежь, воспитанная в лучших традициях советского туризма, придя в будущем на руководящие посты в производстве, очень серьезно возьмется за решение трудных, но имеющих решение проблем охраны природы? И тогда можно будет сказать, что и туризм внес свой скромный вклад в дело воспитания нового человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..