Туристы-водники. Реки и озёра Белоруссии   Главная      Учебники - Туризм       Времена года, или Приглашение к путешествию (Ганопольский В. И.)

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Туристы-водники. Реки и озёра Белоруссии



Реки, и особенно озера, Белоруссии — это, пожалуй, главная туристская достопримечательность нашей республики. Они привлекают тысячи туристов из самых различных уголков нашей страны — и самодеятельных, и приезжающих по путевкам Всесоюзных маршрутов.

Туристов-водников влекут Полоцко-Лепельские озера, озеро Нарочь, Браславские озера. Последние хороши еще в: тем, что образуют единую озерно-речную систему с Игна-линскими озерами Литвы. И хотя Балтика часто «умывает» своими дождями эти места, вряд ли это может испортить впечатление от путешествия. Скорее, наоборот.

Итак, водный туризм. Заниматься этим видом, по Крайней мере на уровне походов высших категорий сложности, нужно профессионально: в совершенстве владеть техникой и тактикой, методикой организации и способами руководства людьми. Если это делать непрофессионально, по-любительски, то не избежать неприятностей, а то и беды.

Понимая это (а вовсе не потому, что мне не нравилось,— как может не нравиться «сплав» на байдарке по быстрой, стремительной реке!), я ограничил свои «аппетиты» двумя видами туризма, а на байдарке только пробовал кататься. И даже под руководством высококвалифицированных учителей достиг весьма посредственных успехов: не так просто овладеть искусством гребли и управления байдаркой.

Но переход на работу в БГОИФК (на кафедру ГТО и туризма) приобщил меня и к водным путешествиям. Пять раз ходил я со студентами в учебные водные походы на шлюпке и байдарке. Это прекрасный отдых, увлекательный труд и масса положительных эмоций.

Маршрут моего первого похода осуществлялся по На-рочанскому кольцу.

Большое Нарочанское кольцо начинается на озере Нарочь, проходит (по течению) по Нарочанке, затем по Ви-лии до впадения в нее реки Страча. Далее маршрут идет вверх по Страче против течения до самого истока реки, вытекающей из озера Большая Швакшта. Отсюда до турбазы «Нарочь» 11 км.

Малое Нарочанское кольцо до Страчи полностью повторяет Большое, но участок по Страче значительно короче — только до впадения в нее Свирянки. Далее по Сви-рянке к ее истоку — до озера Свирь. Здесь маршрут заканчивается.

До озера Свирь наш маршрут повторял Малое Нарочанское кольцо, но не завершался здесь, в поселке Свирь, а продолжался: мы пересекали озеро по длинной его части до конца и выходили из озера по впадающей в него речке Малиновке и шли по ней до самых ее истоков, где

она превращалась просто в ручей. Маршрут заканчивался восточнее озера Швакшты всего в 6 км от турбазы «Озеро Нарочь».

Маршрут этот (второй категории сложности) требовал особой подготовки. Но он был разработан в расчете на байдарки, а мы-то его проходили на шлюпках и фофанах! То, что на маршруте было много обносов препятствий, это полбеды: ребята у нас даже не разгружали лодки, а просто 16—20 сильных, тренированных рук студентов БГОИФК подхватывали лодку и бегом перетаскивали ее. Но вверх по быстрой Страче, очень мелкой Свирянке и очень узкой Малиновке — это был путь прямо-таки «из варяг в греки». По Нарочи и Свири, а также вниз по Вилии никаких препятствий не было. Не было трудностей и на Нарочан-ке — речоночка, правда, узковатая для наших «линкоров» (здесь бы на. байдарке пойти!), но вниз — не вверх. А вот по Страче местами было трудно: сильное течение. По Свирянке же грести пришлось мало — мы просто брели по воде, толкая впереди себя лодки. Так и добрели до Свири. Но самое интересное было впереди — Малиновка. Речка не речка, а так — ручеек. Размах весел превышал ширину реки, поэтому пришлось изобретать приемы передвижения. Мнение свое об этом высказал местный житель, старик лет семидесяти-семидесятипяти, который долго наблюдал наш караван и сказал примерно так: «Отроду здесь люди на лодках не ходили». Так что мы попали в разряд первопроходцев.

Поход по Нарочанскому кольцу был первым и последним. Со следующего года институт вернулся к своему

 «старому» району — Браславщине. Правда, в ином варианте. Раньше поход проходил по озерам: «покружились», половили рыбку, позагорали, посидели у костра и вернулись на базу. И на это уходило целых двенадцать дней. Но теперь были иные времена; по туризму в институте стали читать лекции и принимать зачеты. Была поставлена задача создать условия для выполнения студентами третьего спортивного разряда по туризму. Маршрут должен быть не только развлекательно-оздоровительным, но и учебно-зачетным, «категорийным». На Браславщине такой маршрут (I категории сложности) с привязкой к турбазе «Браславские озера» (здесь мы получали весь инвентарь и продукты) и с учетом того, что поход выполняется на прогулочных лодках (фофанах) и шлюпках, а не на байдарках, выглядит так.

Мы уходим от турбазы «Браславские озера» по озеру Дривяты, пересекаем его влево, огибая мыс, и входим в
 

Друйку. Река тихая, спокойная, но в узких местах уже хорошо ощутимо, что плывем по течению. На пути у нас край озера Неспиж и мы снова идем по Друйке. Река будет спокойной до самой плотины Друйской ГЭС, а дальше... Дальше бывает по-разному. Дальше река будет мелкой, так что камни царапают дно байдарки, а шлюпки надо толкать. А бывали годы, когда вешние воды заполняли берега реки и она стремительно несла лодки — только успевай поворачивать. Небольшие перекаты, крупные валуны, а также мост и разрушенная мельница при «большой воде» требуют большого внимания.

Но вскоре река успокаивается и тихо, спокойно, образуя многочисленные изгибы, течет среди полей и лесов, а ближе к устью, к впадению в Западную Двину, образует протоки, и течение здесь такое слабое, что в кустарниковых «джунглях» и заблудиться недолго.

Дальше наш путь по Западной Двине до Краславы — города уже Латвийской ССР, расположенного на правом берегу реки. Потом еще вниз по Двине, до села Каплава. Здесь, на левом берегу реки, наш водный путь временно прервется. К сожалению, нет левого притока Двины, который соединял бы реку с озером Снуды. И лодки надо перевозить. Путь здесь недалек — 12 км. Да и техника более совершенная, чем во времена, когда был путь «из варяг в греки». В конце концов, байдарки можно и перенести (в разобранном, конечно, виде) либо поймать машину. У нас же, поскольку мы идем по путевкам турбазы, задача проще: турбаза в назначенное время присылает свои машины. Лодки везут к Снудам, а мы проходим свой путь пешком.

И снова в путь. Пересекаем Снуды. Через пролив входим в озеро Струсто и направляемся к большому острову Чайчин. Отсюда мы вернемся в озеро Неспиж и уже знакомым путем в озеро Дривяты. От Чайчина до турбазы всего один ходовой день. Но на острове у нас и дневка, и конкурсы, и соревнования.

Удачно был выбран этот остров для дневки — трудно найти более подходящее место для двухдневных учебных соревнований по туристской технике, технике ориентирования и народной гребле. (О том, как мы проводили эти соревнования, будет рассказано в последнем разделе книги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..