Проведение занятий для горных туристов

  Главная      Учебники - Туризм     Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика (Я. Аркин) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

Проведение занятий для горных туристов

 



Прежде, чем приступить к показу любого технического приема, инструктор обязан объяснить участникам, что весь процесс выполнения каждого приема подготовлен и обеспечен страховкой и поэтому безопасен. Надо убедить участников в своих силах, заставить забыть о чувстве страха и неуверенности, которые появляются особенно часто у новичков, когда они впервые стоят над обрывом или идут по скальному гребню.

Нередки случаи, когда участники получают травмы из-за неухмелого пользования снаряжением. Виновен в этом, в основном, инструктор. Чтобы избежать таких случаев, надо изучать приемы по элементам на малых скоростях и пологих склонах.

Причинами травм бывают и ситуации, когда инструктор проводит занятия «на зрителя», забывая, что за эффектной демонстрацией технических приемов должно следовать детальное объяснение того, как прием или целая группа их обеспечивают безопасное передвижение по рельефу.

Учебные полигоны надо организовывать там, где можно применить все' технические приемы и виды страховки, а не имитировать их на пологих склонах. Имитация опасна тем, что не ощущается высота и страховку производят небрежно, а поэтому на маршруте туристы могут также небрежно подготовить страховку или вообще не сумеют правильно ее организовать.

Если скальная техника всегда вызывает интерес у участников, то занятия по ледово-снежной технике из-за однообразия рельефа утомляют. Как правило, к концу занятий внимание и осторожность у участников снижаются. Поэтому надо строить занятие так, чтобы к концу его осталась отработка наиболее простых технических приемов.

Можно организовать занятие так, чтобы все элементы отработать при подъеме на перевал и при спуске с него. Иногда целесообразны ранние выходы с бивуака — тогда

большую часть занятия можно провести в более прохладное время. Второй вариант — разделить рабочий день на две части с выходом в ранние часы и после обеденного перерыва. Форм проведения занятий много, нужно уметь выбрать наиболее удобную и подходящую к каждому конкретному случаю, тогда вероятность всяких ЧП при проведении занятий будет сведена к минимуму.

Но не всегда внешние факторы бывают причинами разного рода происшествий на занятиях. К сожалению, иногда ЧП происходит из-за самоуверенности, беззаботного отношения к страховке и самостраховке, пренебрежения элементарными требованиями безопасности и самим инструктором.

Во время занятий по транспортировке пострадавшего с подручными средствами на сложном рельефе, когда внимание участников обращено прежде всего на новые технические приемы, вопросы страховки приобретают особо важное значение. Местность, где происходят такие занятия, должна быть оборудована перилами из веревки или троса. Необходимо предусмотреть самостраховку для большого числа участников.

То же самое можно сказать и о занятиях по переправам через горные реки, где нередко забывают о повышении требовательности к приемам страховки. Выбирают для брода участок реки со слабым течением, где не чувствуется напора воды, значит и страховку производят небрежно. В походе же это может стать причиной серьезной аварии.

При проведении занятия инструктору надо помнить, что наиболее ответственным является первоначальное разучивание приемов и выполнение различных действий. От правильного построения этого процесса зависит успех последующей работы инструктора. Практика подтверждает целесообразность следующего порядка их разучивания:

— точно назвать прием в соответствии с установленной терминологией;

— перечислить все условия, при которых данный прием применяется; разъяснить необходимость и практическую ценность освоения приема;

— сформулировать правила и способы его выполнения;

— четко продемонстрировать прием в обычном темпе;

 

_ предупредить о трудностях, которые встретятся в

процессе работы над приемом;

— повторить показ приема в замедленном темпе, выделяя основные элементы и сопровождая показ объяснением;

_ организовать самостоятельное выполнение приема

слушателями с постепенным усложнением упражнений.

Первоначальное разучивание сложных приемов желательно выделять в самостоятельные темы занятия, создав наиболее благоприятные условия для их показа и выполнения. На этом этапе особенно важен анализ действий слушателей, разбор и предупреждение ошибок.

Если разучивание приема в полном его объеме вызывает затруднения, рекомендуется:

— разделить прием на части, подготовительные упражнения, объяснить роль и содержание каждого упражнения;

— проследить за правильностью выполнения подготовительных упражнений;

— объяснить причины ошибок, допущенных при разучивании подготовительных упражнений, добиться правильного выполнения их слушателями;

— разучить прием в целом.

В заключение, разбирая проведенное занятие, необходимо помочь слушателям оценить результаты своей работы.

Опыт свидетельствует, что знания лучше усваиваются, если сам участник принимает активное участие в организации занятий.

Для повышения активности слушателей и подготовки каждого из них к самостоятельной деятельности необходимо привлекать их к работе по подготовке полигонов, наблюдениям за процессом обучения (анализ ошибок, оценка эффективности методов обучения и др.). Это особенно важно при подготовке на III этапе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..