Подготовка инструктора к занятию для горных туристов

  Главная      Учебники - Туризм     Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика (Я. Аркин) - 1981 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

Подготовка инструктора к занятию для горных туристов

 



Каждый инструктор, даже самый опытный, должен постоянно готовиться к занятиям. Подготовка разделяется на ряд этапов, часть из которых характерна для

всех типов занятий — теоретических и практических, в помещении и на полигонах.

Ниже рассмотрим, в основном, подготовку инструктора к практическим занятиям.

Первый этап — это ознакомление с методическими указаниями программы и другими методическими материалами по теме формулировки. Определяется задача, ради которой проводится занятие, и основные вопросы, подлежащие отработке.

Если методических материалов по теме нет, то на первом этапе инструктор собирает материал из разных источников, которыми могут быть книги, брошюры, периодическая печать, конспекты лекций, консультации со специалистами.

На втором этапе составляется предварительный план занятия, в котором намечается круг рассматриваемых вопросов, их взаимосвязь.

Третий этап — это разработка содержания занятия, что предполагает изучение литературы в соответствии с составленным планом и конкретную разработку каждого пункта. Работа с литературой не должна сводиться к запоминанию и выписке готового материала. Инструктор изучает и отыскивает материал, исходя из личного опыта.

План занятия может значительно изменяться по содержанию и по форме. Одни из первоначально намеченных вопросов отпадают, вместо них появляются новые, у других уточняется формулировка, изменяется их последовательность и т. д. По мере отбора материала в плане появляются подразделы и пункты. Такой план является основой для работы над текстом теоретического занятия и исходным источником в разработке плана-конспекта практического занятия.

После разработки темы теоретического занятия, когда проработан материал, отобраны иллюстрации, перед инструктором неизбежно встает вопрос: как донести собранный материал до слушателей? Лучший вариант — подготовка письменного текста лекции. Такой текст можно постоянно совершенствовать. Особенно удобно это делать при записях на отдельных листах, которые легко перестраивать, сокращать и дополнять.

Надо отметить, что наилучших результатов добиваются те инструктора, которые смело пользуются лич-ным опытом спортивных походов, интересно проводят занятия, точно и правильно показывают технические приемы, просто и ясно излагают учебный материал. Большое значение имеет и поведение самого инструктора во время учебных занятий и походов. Инструктор должен быть собранным, подтянутым, требовательным, постоянно контролировать себя, поддерживать порядок и дисциплину в группе.

Чтобы отвечать этим требованиям, инструктор должен постоянно работать над учебным материалом. Перед каждым учебным сбором для инструкторского состава нужно организовывать специальные занятия, которые не должны ограничиваться только отработкой передвижения по рельефу и страховкой. Спасательные работы, устройство бивуаков, работа с веревкой — везде необходим показ для правильного усвоения темы. При изучении опасностей гор, элементов топографии и тактики полезно демонстрировать приемы на местности, используя склоны окружающих гор, панорамные пункты, бивуаки или короткие остановки для отдыха. На маршруте инструктор должен обращать внимание слушателей на окружающие вершины и перевалы, их характерные особенности — камнепадоопасные склоны, следы лавин, отмечать признаки изменения погоды, маркировку пути, приучать к наблюдательности и закреплять полученные знания в конкретной обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..