Личное снаряжение туриста зимой

  Главная       Учебники - Туризм      Зимние спортивные походы (Лукоянов П.И.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Личное снаряжение туриста зимой



Рюкзак туриста зимой



Рюкзак — непременная принадлежность туристского снаряжения. Различаются два типа рюкзаков — мягкой конструкции и станковые. Каждый из них имеет свои положительные стороны и недостатки.

Бытующие среди туристов оценки качеств рюкзаков являются в основном результатом субъективных мнений (а не специальных исследований), опыта и касаются следующих вопросов.

1. В каком рюкзаке переноска груза требует меньших энергозатрат? Действительно, если все силы будут уходить только на переноску тяжестей, бытовые и спортивные работы, то на эстетическую сторону похода уже не остается ни сил, ни времени.

2. Какой тип рюкзака меньше влияет на устойчивость передвигающегося на лыжах туриста, особенно при спусках и поворотах? Этот вопрос имеет прямое отношение к безопасности в походе: рюкзак, уменьшающий устойчивость, не может считаться пригодным.

3. Какой рюкзак более удобен в укладке и извлечении вещей?

4. Каковы вес, товарный вид и стоимость рюкзака?

Было время, когда туристы вполне довольствовались

рюкзаками мягкой конструкции. В последние годы в магазинах появились станковые рюкзаки. Они характеризуются меньшими (по сравнению с рюкзаками мягкой конструкции) энергозатратами при переноске тяжестей за счет рационального распределения нагрузки на тело человека — с фиксированием ее на плечи и поясницу, без прилегания к спине, а также за счет возможности поднять центр тяжести (рис. 21). Однако эти меры, вполне безобидные и даже желанные в пешеходном маршруте, отрицательно сказываются на устойчивости туриста, передвигающегося на лыжах. Нередко падения со станковым рюкзаком заканчиваются травмами, что не может не настораживать в целесообразности использования таких рюкзаков в лыжных маршрутах с горным рельефом местности. Сами владельцы станковых рюкзаков отмечают, что они испытывают сильные толчки в спину при изменении скорости спуска и «заносы» при выполнении поворотов. Иных причин, кроме высоко расположенного центра тяжести и вихляния не прилегающего к спине
рюкзака, несмотря на фиксирование его поясным ремнем, они не видят. Так, вероятно, оно и есть.

 

 

 

 

Рис. 21. Зависимость положения тела туриста от центра тяжести рюкзака:
1—2— ЦТ в нижней части рюкзака; 3—4 — ЦТ поднят на величину А; положение тела 3—4 более предпочтительно (угол Б больше угла А)

 

 

 



Сторонники станковых рюкзаков утверждают, что у рюкзаков мягкой конструкции исчерпаны возможности увеличения объема: по ширине нежелательно выходить за пределы, несколько большие ширины плеч, иначе при каждом толчке лыжными палками руки постоянно будут касаться рюкзака, а при движении по крутому склону рюкзак станет задевать за склон, что может вызвать потерю равновесия и падение. По высоте рюкзак якобы не может быть увеличен выше места крепления плечевых ремней. Вот и оставляют ему возможность «расти» только в толщину, что неизбежно отодвигает центр тяжести от спины и вынуждает туриста для ликвидации опрокидывающего момента сильно наклоняться вперед. А станок, напротив, позволяет крепить груз и сверху и снизу, причем условия переноски тяжестей при этом не нарушаются.

Действительно, ряд образцов рюкзаков мягкой конструкции промышленного изготовления имеет недостаточную высоту, и в них (как и в станковые рюкзаки!) бывает невозможно уложить многоместный спальный мешок или зимнюю палатку на большую группу, да еще личные вещи и продукты. Туристы, однако, научились сравнительно просто увеличивать емкость таких рюкзаков, вшивая обычно снизу полоску материала шириной 15—20 см.
 

Промышленность, учтя пожелания туристов, также налаживает выпуск рюкзаков с высокими мешками. Широко практикуется переноска груза, притороченного к рюкзаку снизу. Так что емкость мягкого рюкзака нисколько не меньше емкости рюкзака со станком.

Существенный недостаток промышленных рюкзаков мягкой конструкции — большой вес (до 2 кг) и «дубе-ние» на морозе, поскольку в массовом производстве они шьются из полубрезента и палаточного полотна. Положительная сторона мягкого рюкзака — согревание спины, что на морозе и ветру имеет немаловажное значение.

Мы постарались объективно изложить достоинства и недостатки рюкзаков различных типов, чтобы группа могла осмысленно решать, какой из них в большей степени отвечает тактическому замыслу путешествия и техническим сложностям маршрута. Станковые рюкзаки, по нашему мнению, в зимних походах целесообразно применять, когда весь груз участника не превышает 30 кг и может уместиться в одном рюкзаке, а маршрут пролегает по сравнительно ровной местности. Однако и в этом случае группе необходимо иметь хотя бы два рюкзака мягкой конструкции для особо громоздких вещей. На маршрутах с горным рельефом или большой протяженности, когда предусматривается использование санок-волокуш, предпочтительнее мягкие рюкзаки.

В последние годы туристы сами шьют рюкзаки из технического капрона или списанных парашютов, армированных капроновой лентой, емкостью не менее 90 дм3, без излишеств в оформлении. Вес такого рюкзака не превышает 0,7—0,9 кг. Предлагаемая конструкция универсального рюкзака состоит из мягкого рюкзака и станка, которые можно использовать в комбинированном и раздельном вариантах.

Рюкзак мягкой конструкции (рис. 22) по размерам позволяет переносить самые громоздкие вещи. Вместе с тем он не громоздкий и не затрудняет движения на лыжах. Отличительная особенность рюкзака — минимальное количество металлических деталей (всего четыре кольца для крепления нижних концов плечевых ремней к рюкзаку), стяжка верха мешка капроновой тесьмой, продетой не через металлические люверсы, а через капроновые петли (что обеспечивает большую прочность), наличие лишь одного наружного кармана. Некоторые туристы предпочитают обходиться даже без него.

 

 

 

 

Рис. 22. Рюкзак мягкой конструкции:
1 — петли для шнурка, стягивающего верх; 2 — петли для привязывания стяжек; 3 —ткань усиления; 4— ткань рюкзака; 5—противоотрывный пришив плечевых ремней

 

 

 

Рюкзак рекомендуется шить в такой последовательности:

1) выкроить все детали, а края раскроя оплавить;

2) сшить верхний клапан и плечевые ремни; проще всего плечевые ремни сшить из утолщенной капроновой

парашютной фалы в два слоя, как показано на рис. 22;

3) пришить с внутренней стороны мешка рюкзака в месте крепления плечевых ремней материал усиления (второй слой капрона или брезента);

4) пришить петли для тесьмы, стягивающей верх мешка. При использовании люверсов по верху мешка необходимо вшить капроновую фалу, а отверстия для люверсов прожечь раскаленным стержнем;

5) пришить плечевые ремни и верхний клапан;

6) сшить полотнище мешка по длине;

7) последовательно пришить: наружный карман, дно рюкзака, кольца для крепления нижних концов плечевых ремней, петли и стяжки.
 

 

 

Станок к универсальному рюкзаку (рис. 23) выполняется из дюралевых (титановых) трубок диаметром 10— 15 мм в виде конуса с закруглением вверху и опорной площадкой. Для присоединения плечевых ремней к станку используются съемные скобы А, крепящиеся на верхней перекладине гайками. На опорной площадке имеются четыре скобы, с помощью которых рюкзак крепится к станку: через скобы В продеваются петли с металлическими кольцами, а через скобы Б — капроновые петли для стяжек рюкзака. В нижней части станка крепится опорный пояс Г со шнуровкой для регулирования его натяжения.

Для использования станка без рюкзака необходимы два плечевых ремня. Они прошиты не до конца и образуют отверстие, а внизу оканчиваются тесьмой с пряжкой (двумя кольцами). Ремни к станку крепятся так: верхняя часть ремня пропускается в скобу А, после чего в отверстие В вставляется отрезок веревки (палка), которая и удерживает ремень в скобе. Тесьма ремня, пропущенная через скобу В, закрепляется пряжкой.
 

 

 

 

 

Рис. 23. Станок к универсальному рюкзаку (вверху) и плечевые ремни для использования станка без рюкзака:
1 — пряжка; 2-скоба А; 3—скоба В; 4 — палка (веревка); 5 — перекладина стайка

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..