Санки-волокуши и групповые нарты для туристического похода зимой

  Главная       Учебники - Туризм      Зимние спортивные походы (Лукоянов П.И.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Санки-волокуши и групповые нарты для туристического похода зимой



До недавнего времени широко применялись различные конструкции групповых нарт, которые и сейчас еще можно встретить в тундровых районах. Однако при путешествии в районах с горным рельефом и по льдам такие нарты сильно затрудняют движение. Вот типичная картина, описанная еще Г. А. Ушаковым: «Четыре часа без передышки мы работали топорами, скалывали и валили набок отдельные льдины и вырубали ступени в других. Прорубались точно в лесной чащобе. В результате получили узкий извилистый коридор, через который можно пробраться пешком, но никак не на санях». И все это на преодоление расстояния в 100 м!

Вот почему в последние годы в зимних походах стали

широко применять индивидуальные волокуши, используя для них детские пластмассовые саночки (рис. 16). Они достаточно прочные и хорошо скользят по любому снегу, совершенно не боясь подлипа. Чтобы приспособить санки для лыжного похода, нужно просверлить отверстия в бортиках, привязать кольца из капроновой тесьмы, через которые пропустить тесьму для увязки груза. К сожалению, санки из-за небольших размеров, особенно ширины, малоустойчивы и часто переворачиваются. Избежать переворотов можно, если одни санки накрывать другими, связав их между собой капроновой тесьмой через отверстия в бортиках. В этом случае уже неважно, где верх, а где низ. На санки можно погрузить 25—30 кг. Они проходят там, где прошел человек на лыжах. Через сильное нагромождение торосов их обычно, не разгружая, переносит один человек.

 

 

 

 

 

Рис. 16. Санки-волокуши (вверху) и групповые волокуши из лыж и дюралевых листов:
1 — потяг; 2 — веревка; 3 — отверстия для петель; 4 — петли; 5 — тесьма для увязывания груза; 6 — тесьма для скрепления положенных друг на друга санок; 7 — отверстия для шурупов; 8 — вырез для руки

 

 

 

Мастер спорта СССР С. Харин и другие туристы-лыжники рекомендуют делать санки-волокуши из стекловолокна, пропитываемого эпоксидной смолой, по форме и размерам несколько большие, чем детские пластмассовые саночки. Заслуживает внимания волокуша «торпеда», предложенная П. Сажаевым, которая представляет собой заостренный спереди цилиндр с ушком для потяга и крышкой сзади. Она свободно проходит среди деревьев, кустов и камней.

При отсутствии пластмассовых волокуш индивидуальные нарты можно делать из детских саночек, поставленных на короткие лыжи.

Санкам-волокушам и волокушам типа «торпеда», а также индивидуальным нартам присущ общий недостаток— при траверсе склона они скатываются вниз, опрокидываются. Но с этим приходиться мириться, поскольку такие места составляют незначительную часть всего маршрута.

Путешествуя с саночками, надо предусмотреть любые неожиданности, в том числе транспортировку заболевшего на длительное расстояние. Для этого потребуется волокуша иного рода, которую можно сделать из дюралевых листов, привинченных шурупами к лыжам пострадавшего. Три дюралевых листа должны быть в каждой группе: они используются для разгребания снега на биваке, резки снежных кирпичей при сооружении ветрозащитных стенок или иглу, как лавинные лопатки. Конструкция предельно простая (см. рис. 16), но надежная. Кроме того, из-за увеличенной площади скольжения такие волокуши мало проваливаются даже в рыхлом снегу! Наиболее выгодный способ упряжки — цугом: группа тянет нарты за одну веревку и идет по одной лыжне, пробивая ее и для нарт. Это особенно важно при движении в лесу, среди кустов и камней. При спусках и преодолении склона один участник должен тормозить нарты и удерживать их от сползания и опрокидывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..