Санки-волокуши и групповые нарты для
туристического похода зимой
До недавнего времени широко применялись различные конструкции
групповых нарт, которые и сейчас еще можно встретить в тундровых
районах. Однако при путешествии в районах с горным рельефом и по
льдам такие нарты сильно затрудняют движение. Вот типичная
картина, описанная еще Г. А. Ушаковым: «Четыре часа без
передышки мы работали топорами, скалывали и валили набок
отдельные льдины и вырубали ступени в других. Прорубались точно
в лесной чащобе. В результате получили узкий извилистый коридор,
через который можно пробраться пешком, но никак не на санях». И
все это на преодоление расстояния в 100 м!
Вот почему в последние годы в зимних походах стали
широко применять индивидуальные волокуши,
используя для них детские пластмассовые саночки (рис. 16). Они
достаточно прочные и хорошо скользят по любому снегу, совершенно
не боясь подлипа. Чтобы приспособить санки для лыжного похода,
нужно просверлить отверстия в бортиках, привязать кольца из
капроновой тесьмы, через которые пропустить тесьму для увязки
груза. К сожалению, санки из-за небольших размеров, особенно
ширины, малоустойчивы и часто переворачиваются. Избежать
переворотов можно, если одни санки накрывать другими, связав их
между собой капроновой тесьмой через отверстия в бортиках. В
этом случае уже неважно, где верх, а где низ. На санки можно
погрузить 25—30 кг. Они проходят там, где прошел человек на
лыжах. Через сильное нагромождение торосов их обычно, не
разгружая, переносит один человек.
Рис. 16. Санки-волокуши (вверху) и групповые
волокуши из лыж и дюралевых листов:
1 — потяг; 2 — веревка; 3 — отверстия для петель; 4 — петли; 5 — тесьма
для увязывания груза; 6 — тесьма для скрепления положенных друг на друга
санок; 7 — отверстия для шурупов; 8 — вырез для руки
Мастер спорта СССР С. Харин и другие
туристы-лыжники рекомендуют делать санки-волокуши из
стекловолокна, пропитываемого эпоксидной смолой, по форме и
размерам несколько большие, чем детские пластмассовые саночки.
Заслуживает внимания волокуша «торпеда», предложенная П.
Сажаевым, которая представляет собой заостренный спереди цилиндр
с ушком для потяга и крышкой сзади. Она свободно проходит среди
деревьев, кустов и камней.
При отсутствии пластмассовых волокуш индивидуальные нарты можно
делать из детских саночек, поставленных на короткие лыжи.
Санкам-волокушам и волокушам типа «торпеда», а также
индивидуальным нартам присущ общий недостаток— при траверсе
склона они скатываются вниз, опрокидываются. Но с этим
приходиться мириться, поскольку такие места составляют
незначительную часть всего маршрута.
Путешествуя с саночками, надо предусмотреть любые неожиданности,
в том числе транспортировку заболевшего на длительное
расстояние. Для этого потребуется волокуша иного рода, которую
можно сделать из дюралевых листов, привинченных шурупами к лыжам
пострадавшего. Три дюралевых листа должны быть в каждой группе:
они используются для разгребания снега на биваке, резки снежных
кирпичей при сооружении ветрозащитных стенок или иглу, как
лавинные лопатки. Конструкция предельно простая (см. рис. 16),
но надежная. Кроме того, из-за увеличенной площади скольжения
такие волокуши мало проваливаются даже в рыхлом снегу! Наиболее
выгодный способ упряжки — цугом: группа тянет нарты за одну
веревку и идет по одной лыжне, пробивая ее и для нарт. Это
особенно важно при движении в лесу, среди кустов и камней. При
спусках и преодолении склона один участник должен тормозить
нарты и удерживать их от сползания и опрокидывания.