Работа системы автоматического регулирования
тепловоза М62
При работе дизеля регулируемая жидкость (вода
или масло) проходит через терморегуляторы. Церезин, находящийся в
баллоне, нагревается и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток 37 (рис.
144) влево. Рычаг 23, прижатый к кулачку пружиной 24, вращается по
часовой стрелке и при достижении температуры, на которую проведена
регулировка, болтом 25 через скобу включит микропереключатель.
Микропереключатель замкнет цепь своего электропневматического вентиля и
откроются соответствующие жалюзи. При определенных условиях открытие
жалюзи может быть достаточным для охлаждения жидкости, температура ее
начнет понижаться, микропереключатель разорвет цепь и жалюзи закроются.
Закрытие жалюзи происходит при температуре несколько ниже (на 3—5° С),
чем температура открытия, и регулировке не подлежит.
Если после открытия жалюзи температура жидкости продолжает расти, то
шток 37, двигаясь дальше влево, своим регулировочным болтом нажимает на
палец рычага 42 и повернет его по часовой стрелке относительно точки 0.
Вместе с рычагом 42 двинется золотник 20 и при достижении определенной
температуры откроет окно с, соединив при этом полость В с полостью Д,
которая через окно т и канал 3 соединена со сливным трубопроводом. Под
воздействием пружины 7 силовой поршень и рейка 5 гидропривода
передвинутся вправо (под действием пружины 2) и через вал-шестерню
свернет черпательные трубки, что приведет к увеличению частоты вращения
вентилятора холодиль-ной камеры. Процесс будет протекать до тех пор,
пока частота вращения вентилятора не достигнет величины, достаточной для
прекращения роста температуры. В этом случае силовой поршень, двигаясь
вправо, через рычаг обратной связи передвинет вправо и золотник, который
перекроет сливное окно с и, прекратив слив масла из полости В, остановит
движение силового поршня. При уменьшении температуры регулируемой
жидкости процесс происходит в обратном порядке: рычаг 42 передвинет
вправо золотник 20, поясок которого откроет окно с и соединит полость В
с полостью А, соединенной через окно р с масляной системой тепловоза.
Под давлением масла силовой поршень начнет перемещаться влево, увлекая
за собой рычаг 42. При этом под действием штока силового поршня зубчатая
рейка гидропривода также переместится влево и уменьшит частоту вращения
вентилятора. Следовательно, для перемещения силового поршня необходимо
сместить золотник с нейтрального положения. Однако благодаря рычагу 42
силовой поршень перемещает золотник в сторону прекращения своего
движения (т. е. в нейтральное положение). Поэтому рычаг 42 получил
название рычага обратной связи.
Таким образом, если при каком-либо установившемся режиме изменяется
температура регулируемой жидкости, после окончания процесса
регулирования точка Г всегда занимает одно и то же положение, а точки О
я Е перемещаются в соответствии с новым режимом. Поэтому работу рычага
обратной связи можно представить себе, как качание относительно
неподвижной точки Г. Следовательно, и ход силового поршня будет
пропорционален ходу штока терморегулятора. Так как отношение плеч ОГ: ГЕ
рычага 42 обратной связи равно 9 мм (выбрано из условий устойчивости
САР), то на 1 мм хода штока 37 приходится
9 мм хода силового поршня. Отсюда для всего диапазона регулируемой
частоты вращения вала гидромуфты (ход рейки 42 мм) необходимо примерно 5
мм хода штока терморегулятора, что составляет 5° С (изменения
температуры (нагрев на Г С вызывает около 1 мм хода штока
терморегулятора). Из изложенного ясно, что при изменении режима работы
холодильника температура жидкости также будет изменяться (в пределах 5°
С).
Автоматический регулятор температуры позволяет перейти на ручное
дистанционное управление частотой вращения вентилятора с пульта
управления кабины машиниста. Для этого тумблером включается цепь питания
электропневматического вентиля, который подает воздух к пневмоцилиндру.
Толкатель 13 пневмоцилиндра перемещает золотник влево, открывая слив
масла из полости В, тем самым переводя силовой поршень 10 и рейку 5 в
сторону максимальной частоты вращения.