Увеличение скорости движения на тепловозе серии ТУ2 осуществляется путем
повышения напряжения на клеммах главного генератора и ослаблением
магнитного потока возбуждения тяговых электродвигателей.
Напряжение на клеммах главного генератора зависит от числа оборотов его
якоря и, следовательно, может быть повышено передвижением главной
рукоятки контроллера на рабочие позиции, что вызывает увеличение числа
оборотов коленчатого вала дизеля.
Дальнейшее увеличение скорости движения тепловоза достигается изменением
возбуждения тяговых электродвигателей.
Известно, что при ослаблении магнитного потока, создаваемого полюсами
двигателя, скорость вращения его якоря возрастает.
Уменьшение магнитного потока можно получить двумя путями: либо
закорачивая часть обмотки возбуждения, либо подключая параллельно ей
сопротивление — шунт. Первый способ экономичен, но конструктивно
сложнее, чем второй, поэтому большее распространение получил второй
способ ослабления поля тяговых электродвигателей.
Шунтировка поля производится автоматически и управляется реле перехода
РП.